EUR - 2.36 BYN
USD - 2.009 BYN
RUB - .03389 BYN
АИ-92 — 1.17 руб.
АИ-95 — 1.25 руб.
ДТ — 1.29 руб.
Газ — 0.65 руб.
Цены на жизнь
Бюджет прожиточного минимума: 183.00 руб.
Минимальная з/п: 265.00 руб.
Тарифная ставка первого разряда: 31.00 руб.
Базовая величина: 23.00 руб.
Ставка рефинансирования: 13%
Спадчына
948

Здесь живут только змеи

08.10.2017 У нас с подземными ходами как с зелеными человечками из космоса: все о них знают, но никто никогда не видел. Бабушек на лавочке послушать, так под ногами один гигантский Лабиринт, где прятались от аркебуз трусливые бояре. Все эти истории уже начали смахивать на плохой анекдот, пока...Пока я случайно не оказался под костелом св. Архангела Михаила близ деревни Луконица в Зельвенском районе.

Костел святого Архангела Михаила в Луконице

Как Сапеги из Деречина в Ружаны «под землей катались»
Именно здесь, в Луконице, шевельнулось какое-то смутное чувство, что болтовня о подземных галереях ВКЛ на Зельвенщине выходит за рамки «пустой». Хотя вот уже два года, как я пытаюсь найти лазейку в «легендарные подземелья» Деречина, бывшей малой резиденции Сапегов.

Говорят, в Деречине под землю проваливались тракторы. Кто-то из старожилов, будучи ребенком, лазал в просторные арки на берегу измельчавшей Сипы, где когда-то стояла водяная мельница. Кто-то видел подземный ход (и даже с узкоколейной железной дорогой), на который наткнулся ковш экскаватора при строительстве сельсовета. В районе кладбища свидетельствуют о большой кирпичной норе. Одни утверждают, будто Деречин буквально пронизан галереями, которые были созданы при Сапегах на случай осады и не только: магнаты, мол, совершали романтические и тайные подземные прогулки в карете аж до самых до Ружан. Другие протестуют: «Вранье. Там не одно, а двустороннее движение. И ведут эти проспекты не только в Ружанский палац, но и в Слоним». Правда, при этом и те и другие хором добавляют, что все знаковые места Деречина в свое время были тщательно замурованы, поскольку представляли опасность для длинного носа.

То есть спуститься «туда» сейчас невозможно.

Как бы там ни было, а подобные истории поднимут с дивана даже самого отъявленного флегматика, и я начал искать. Не обязательно иметь вес в обществе спелеологов и диггеров, чтобы сразу отмести версию о маршрутах Деречин — Ружаны — Слоним. Просто потому, что подобные инженерные сооружения оказались бы не под силу даже древним египтянам. Между населенными пунктами серьезный километраж и масса труднопреодолимых препятствий естественного происхождения, взять хотя бы болота, речушки и подземные источники. Кроме того, столь масштабные работы не ускользнули бы от внимания средневековых купцов, шпионов и летописцев, а в наши дни на территориях постоянно ведутся земляные работы, например прокладка теплотрасс. Но никакого намека на «междугородные» магистрали ВКЛ ни в исторических скрижалях, ни в производственных рапортах XXI века нет.

Смущая души умерших
Я сосредоточился на коротких дистанциях внутри Деречина, скажем, от бедных осколков водяной мельницы до жалких остатков доминиканского монастыря. Ввиду отсутствия навороченных геолокаторов и сейсмодатчиков пришлось подключать к делу простую лопату, рекомендации Русского общества спелестологических исследований и собственную логику. Поковырял землю, оголил старинную кирпичную кладку. Но она оказалась сплошной, монолитной и могла бы являться руинами каких-нибудь княжеских конюшен или складских помещений, коих в Деречине, надо полагать, было великое множество, ибо в своем славном прошлом он стоял на торговых путях и имел мощную промышленную инфраструктуру.

На месте сельсовета (где якобы видели широкий ход с узкоколейкой) рыть землю было невозможно. Потому что сейчас там сельсовет. А за стенами сельсовета — строгий участковый.

На местном кладбище — да, обнаружил старинную арку, заваленную землей и камнями, но немного покопавшись, убедился, что это всего лишь чей-то запущенный склеп. Не могло быть это входом в подземные катакомбы еще и потому, что дыра окружена десятками современных захоронений. Если учесть глубину могилы (в среднем два метра), то ребята из похоронного бюро то и дело натыкались бы лопатой на кирпичный потолок тоннеля.

В общем, одно из двух: либо я не там копал, либо знаменитые деречинские галереи существуют только на языке именитых деречинских конспирологов.

Брестские исследователи на Зельвенщине
А язык тот до Бреста довел. Недавно жаловал в Деречин известный тамошний педагог, лингвист, правозащитник, писатель и журналист Евгений Беласин. Автор книги «Подземелья Бреста, крепости и...». За которую, кстати, часто подвергался критике со стороны профессиональных спелестологов и знатных диггеров. Дело в том, что сам Беласин не имеет специального образования в области той же геофизики, он даже не простой кладоискатель и никогда не видел подземных галерей в натуре. Его работа о катакомбах Бреста и Брестской крепости — это своего рода сборник фольклора. Впрочем, сам Беласин и не претендует на авторство серьезного научного труда и позиционирует свою книгу как «журналистское исследование с элементами литературы», изданное с целью привлечь к отечественной истории внимание международного туризма.

На сей раз краеведа интересовали слухи о Деречине. Я проводил его по знаковым местам, Беласин много фотографировал, общался с народом, а потом уехал писать новый шедевр. А я продолжал искать то, что можно потрогать руками. И кое-что нашел. Но совсем в другом месте.

В районе пресбитерия
В стороне от деревни Луконица, у широкой гравийной дороги рядом с сельским кладбищем, имеет место чудесный архитектурный ансамбль в стиле позднего барокко с элементами классицизма — костел святого Архангела Михаила с колокольней барочных форм и парадной аркой. Святыня была построена в 1782 году, и, как многие другие святыни, она не может похвастаться безоблачным прошлым. В 1866 году римско-католический храм был передан православной церкви, но в 1932 году польская власть вернула его католикам. При советской власти храм превратили в склад. И лишь в 1994 году белорусское государство присвоило ему изначальный статус, а ксендзы и прихожане со временем вернули первоначальный облик.

В настоящий момент в костеле исправно проводятся службы, но выглядит он как-то одиноко (в прошлом святыню окружали богатые хуторы, канувшие в Лету) и несколько обделен вниманием паломников и туристов, хотя рекомендуется к посещению диацезом и турфирмами и даже отражен в серии почтовых марок «Костелы Беларуси».

Как и деречинцы, жители Луконицы имеют собственный альманах о подземных ходах. Согласно преданиям, они берут свое начало именно в подземелье костела св. Архангела Михаила, а лаз в подземелье находится в районе пресбитерия. Там, где алтарь. Прямо под ногами священника, справляющего службу. Куда ведут эти тоннели, никто не знает: либо в лес, либо к часовне-усыпальнице XIX века, которая возвышается на опушке в трехстах шагах от костела и является местной достопримечательностью, хоть и весьма запущенной. Здесь упокоился богатый пан, известный в этих краях богоугодными делами.

Под костёлом
Говорят, в подвалах костела бывали современники: строители, участвовавшие в реставрации ансамбля. Там они обнаружили какие-то проемы арочного типа, ведущие за пределы фундамента костела. Проемы были завалены камнями, да так плотно, что от них отскакивали отбойники. Пробиться дальше им не удалось. Затею бросили, лазейку в подземелье изолировали керамикой.

В отличие от деречинских баек, свидетельства луконицкие на днях отчасти подтвердились. Редкую возможность спуститься под костел с фонариком мне предоставил монтаж новой акустической системы. Техники тянули провода микрофонов под полом храма, сдвинули алтарь, вскрыли плитку, и вот он — вход в подземелье.

Подвалы оказались довольно просторными. Кирпич в стенах деформированный (т.е. ручной работы), без фабричного клейма. Старинная техника перевязки «тычок-ложок». Раствор: песок с известняком. Бывшие когда-то в человеческий рост, сейчас подвалы наполовину засыпаны землей, камнями и строительным мусором. Не совсем безжизненно: по углам шуршат змеи, которые часто выползают на поверхность, в костел.

Ход в подземелье под костелом

И да — в стенах помещения два проема. Классические арки. Явно ведут за пределы храма. Наглухо замурованы каменными глыбами. Совсем как в катакомбах Кафедрального собора св. Франциска Ксаверия в Гродно, которые были сенсационно открыты в 2015 году. В миниатюре и без кучи гробов.

Остро не хватает под рукой мощного перфоратора, а за спиной — очкарика из НАН Беларуси, который мог бы точно установить, куда ведут эти арки и для чего вообще под костелами создавались подобные вещи: убежище на случай войны, залы для тайных собраний, пыточная, склепы или кладовые? Столь богатый исторический пласт можно было бы расчистить, применять в быту или открыть для туристов. Не можно, а нужно, если бы не одно «но»...
Прошлое нас уже фактически не интересует. Мы прилипли к лобовому стеклу. И не смотрим в зеркало заднего вида.

Фото автора

Перепечатка материалов GS.BY возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Читайте также:
Комментарии / Обсудить
comments powered by HyperComments