Погода в Слониме:Погода на неделю:
около 0
EUR - 2.403 BYN
USD - 2.034 BYN
RUB - .03461 BYN
АИ-92 — 1.17 руб.
АИ-95 — 1.25 руб.
ДТ — 1.29 руб.
Газ — 0.65 руб.
Цены на жизнь
Бюджет прожиточного минимума: 183.00 руб.
Минимальная з/п: 265.00 руб.
Тарифная ставка первого разряда: 31.00 руб.
Базовая величина: 23.00 руб.
Ставка рефинансирования: 13%
В мире
214

Плюсы и минусы шведской школы

30.10.2017

Занятия в шведской школе

Начало учебного года
Кажется, совсем недавно стояла я на сцене и пела с моими учениками песни, посвященные началу учебного года, а уже прошло больше двух месяцев учебы. Каждое утро, как на праздник, тороплюсь я на работу, в одну из лучших школ Стокгольма, расположенную в экзотическом местечке Орстадаль. Большинство моих учеников — дети из состоятельных семей, которые имеют средства приобрести жилье стоимостью, к примеру, полмиллиона долларов или платить за съемную квартиру по полтора тысячи или больше долларов в месяц.

Об особенностях моей школы я расскажу в следующий раз. На днях мы отпраздновали 12-летие. А вот сегодня я хочу посвятить мой материал абстрактному понятию: шведская школа и ее плюсы и минусы.

Противоречивые понятия
Шведская школа — настолько противоречивое понятие, что у некоторых вызывает восхищение, у других — неудовлетворение, а у большинства — критику и сожаление. Когда моя дочка по приезде в Швецию в 1996 году пошла учиться в четвертый класс шведской школы, я ожидала, что мне придется заниматься с моим чадо днями и ночами. Полное отсутствие знаний шведского языка не помешало поместить ее сразу в шведский класс. Это вначале обрадовало меня: только общаясь с теми, кто в совершенстве владеет языком, можно самому быстро освоить чужую речь, а у детей этот процесс еще более ускорен, чем у взрослых.


Несбыточная мечта
За первый месяц учебы в школе дочка не показала ни одного домашнего задания и ни одной оценки. Это вызвало у меня обеспокоенность, и я потребовала встречи с классным руководителем. Приятная пожилая женщина по имения Рюна долго расхваливала дочку, ее способность к языкам и усидчивость. Но когда я попросила посмотреть рабочие тетради с оценками — я чуть не упала в обморок: у дочки стояли одни тройки (в 1996 году в Швеции действовала пятибалльная система оценки знаний, как и у нас в те времена).

— Это очень хорошие оценки, ведь Нелия только месяц обучается в шведском классе, — сказала Рюна и добавила:

— У нас в школе есть дети иностранцев, которые после нескольких лет учебы так и не тянут на тройку.

Слова Рюны меня не успокоили. Я знала, о каких детях шла речь. В то время в Швецию иммигрировало много семей из Ганы, Сомали, румынских цыган. Сами родители часто не умели ни читать, ни писать даже на своем родном языке. У таких семей в Швеции очень схожие жизненные истории: родители перебиваются на социальных пособиях большую часть своей жизни, бьются годами над изучением языка, чтобы получить хотя бы такую работу, как уборщик, санитар или строитель. Как правило, высшее образование — несбыточная мечта не только для родителей, но и для детей.

Честно говоря, шведам на руку запускать в страну не умников, а рабочую силу. Я помню, как меня вызвали в Коммуну по приезде и очень уж заумная шведка, скользнув холодным взглядом по моему красному диплому из педучилища и без единой тройки диплому из университета, ошарашила меня, сказав, что мне придется начинать с нуля. Ноль для Швеции в моем случае означало сдать все предметы на шведском за 9-11-е классы, потом окончить шведский университет.
— На это уйдет много-много лет, — заверила дама из Коммуны и посоветовала нам с мужем забыть наши высшие образования и пойти на курсы, которые готовят уборщиков, санитаров, нянечек.



"Белоруска окончила университет"
Три года спустя, когда мне вручали шведский диплом об окончании гуманитарного университета и огромная статья под названием «Белоруска окончила университет после трех лет жизни в Швеции» вышла в местной газете, мне хотелось посетить ту даму в Коммуне и сказать, что моя голова способна на что-то большее, чем мыть полы или менять памперсы (простите меня все вы, кто занимается этим благородным трудом, не хотела вас обидеть, все профессии важны и нужны, но у каждого человека есть свои способности, и нельзя всех чесать под одну гребенку).

Шум и беготня  — это нормально
Возвращаясь к теме «шведская школа», продолжу о ее неординарности. Когда дочь сестры, семилетняя девочка из Воронежа, побывала впервые у меня на уроках, спросила: «Тетя, это что, пионерский лагерь? Когда будут настоящие уроки?» Девочка была так восхищена непринужденной обстановкой на уроках, наличием массы игровых моментов, отсутствием оценок и домашних заданий, что слезно просила сестру оставить ее у меня на долгие годы.

Сестра тоже нашла свои плюсы у шведской школы: бесплатное питание и учебники, отсутствие школьной формы и масса оздоровительных мероприятий.
Когда я пришла работать в шведскую школу в 2000 году, первое, что вызвало негодование, так это полное отсутствие дисциплины на уроках. К сожалению, стереотип строгого учителя в шведском обществе совсем неуместен. Снижение авторитета педагога привело к тому, что даже повышение голоса на учеников может оцениваться как унижение человеческого достоинства и некомпетентность. Многие учителя выбирают в таком случае подходящую стратегию: игнорирование происходящего. Помню, как впервые посетила уроки дочери и пришла в ужас от хаоса, стоящего в классе: шум, беготня, падение предметов на пол, хлопающие двери (ученики уходили в туалет без спроса), рвущиеся тетрадки, бумажные самолетики, летящие в голову учительницы. Но самое главное, что шокировало меня тогда, это невозмутимый вид самой учительницы, выражение ее лица говорило: все, мол, в порядке, обычные рабочие будни.



До шестого класса оценок не ставят
Отсутствие итоговых оценок по предметам за полугодие и год в шведской школе (они выставляются лишь с 6-го класса) способствует, по мнению психологов, избежанию психологических травм у учеников. Конкуренция между учениками отсутствует, боязнь наказания за плохие оценки не давит на психику, чувство собственного достоинства не ущемляется, желание идти в школу ничем не омрачается. Но это не значит, что знания учеников никак не документируются и не оцениваются.

В течение учебного года должна я, как педагог, способствовать развитию знаний каждого индивида. В моем случае это касается почти 400 индивидов. Каждый маленький, пусть незначительный, шаг в развитии должен быть замечен и записан.

В конце учебного года стоит перед нами, педагогами, сложнейшая задача: в письменной форме изложить, чему научился каждый ученик, какие пробелы в знаниях имеются и какие методы и вспомогательные средства необходимы в следующем году, чтобы каждый конкретный индивид достиг того, что требуется в главном документе средней школы — Lgr.11.

Нужно писать петиции на каждого индивида
На написание таких петиций у меня уходят иногда недели. Представьте, сначала надо прочитать все записи, сделанные за учебный год, потом систематизировать все полученные знания, продумать конкретные методы и предложения для улучшения знаний каждого индивида. И написать это надо в такой мудреной форме, чтобы даже слабенький ученик почувствовал себя героем, осилившим школьную программу, и с радостью и желанием вернулся назад в школу после летних каникул.

Большинство учеников обожают школу, в любом случае до выставления оценок, до 6-го класса. На последней школьной линейке проливается море слез, школе посвящаются стихи и песни. Но если бы вы знали, как ждут отпусков мои шведские коллеги! И не секрет, что некоторых из них к осени я уже не увижу. Поработав пару лет на одном месте, шведы не оседают, а ищут другие возможности. Школы в Стокгольме нуждаются в компетентных педагогах, а педагогические вузы закрываются от недоборов. Потому для многих учителей смена школы — прекрасная возможность повысить зарплату.

Поторговаться с работодателем и быть волшебником
В Швеции есть возможность «поторговаться» с работодателем, и если в тебе заинтересованы, пойдут на компромисс, особенно в кризисных ситуациях, когда, к примеру, до начала учебного года остается совсем немного, а кадры не укомплектованы.

Проработав в шведской школе почти 17 лет, я поняла, что самое главное для педагога — не блистать знаниями, а быть немного волшебником, который может читать детские мысли и который способен видеть и слышать каждого человечка.

Планируя уроки, ставлю себя на место моих учеников. Делаю все возможное и невозможное, чтобы урок стал событием, праздником. Помните уникальную Астрид Линдгрен и ее шедевр «Пеппи Длинныйчулок»? Для моих учеников — это я, озорная, веселая, вместо лошади — всегда гитара на плече. Так и иду по жизни, с песней, преодолевая кризисы и невзгоды, с верой в будущее Школы, пусть и шведской. И это помогает выжить так далеко от Родины, любимой и незаменимой.

Читайте также:
Комментарии / Обсудить
comments powered by HyperComments