Погода в Слониме:Погода на неделю:
-2..-4
EUR - 2.46 BYN
USD - 1.972 BYN
RUB - .03511 BYN
АИ-92 — 1.17 руб.
АИ-95 — 1.25 руб.
ДТ — 1.29 руб.
Газ — 0.65 руб.
Цены на жизнь
Бюджет прожиточного минимума: 197.81 руб.
Минимальная з/п: 305.00 руб.
Тарифная ставка первого разряда: 33.00 руб.
Базовая величина: 24.50 руб.
Ставка рефинансирования: 11%
Проблема
2961

«Я человек, а не скотина». Житель Зельвенщины рассказал, как он выживает на свободе после тюрьмы

09.02.2018 Недавно мужчина, вернувшись из мест лишения свободы, выяснил, что он потерял кров. Также молодой человек не может найти работу. По паспорту он Геннадий Климович и прописан в Зельвенском районе в деревне Деречин на улице Комарова, 25. Но сейчас этого дома больше нет — на его месте только пустынный холмик, поросший травой.

Геннадий Климович

— Пока я сидел в тюрьме, мой родной дом сгорел, — начал свою историю Геннадий.

Сейчас Геннадию 32 года, большую часть жизни, около 20 лет, он провел в местах лишения свободы. По возвращении из неволи, как оказалось, парню негде жить, да и на работу он устроиться не может. Возвращаться в казенный дом больше не хочет. А хочет жить как нормальный человек, иметь жилье и работу. Поэтому зарабатывает себе на еду тем, что помогает местным жителям по хозяйству, в том числе колет дрова.

Вернувшись из мест лишения свободы, он обратился за помощью в Деречинский сельский совет, а также в зельвенскую районную администрацию. Ему предоставили жилье...

— Мне дали такое жилье, что у некоторых селян скотина в сарае лучше живет, — рассказывает Геннадий. — А вот с работай сложно, ведь мой послужной список для любого работодателя просто шок, — добавляет он.

Геннадий говорит, что когда работодатель обращается за его характеристикой в Деречинский сельский совет, то там отвечают, что, мол, он работать не будет.

— Почему они за меня решают, буду я работать или нет? Вы предоставьте сначала мне работу, а там посмотрим, — возмущается молодой человек.

Геннадий освободился 22 октября 2017 года, и уже на следующий день он был зарегистрирован в центре занятости как лицо, обратившееся за помощью в трудоустройстве, но в связи с отсутствием вакансий ему не было выдано направление для трудоустройства. Зато было предложено переобучение. Геннадий согласился и на это, но центр занятости почему-то до сих пор молчит.

Дом, который предоставила Геннадию местная администрация, находится в деревне Большая Угрынь. Рядом с домом чистой питьевой воды нет, в колодце через дорогу вода плохая, не для питья. В самом доме сквозят окна, проводка старая, и постоянно приходится выключать пробки, чтобы не было пожара. Две печки также нерабочие. Молодой человек уже несколько раз пробовал их растопить, но вместо тепла комнаты наполнялись густым дымом. На ремонт дома, понятное дело, денег нет.

— Придёт сюда пожарная инспекция, и что я им скажу? Куда мне теперь идти — опять воровать, опять в тюрьму? — задается вопросом сельчанин. — Сейчас ко мне все тянутся: милиция, инспекция, судебный исполнитель. Что мне делать — взять веревку и повеситься? Всем плати, чем я тому же судебному исполнителю заплачу за иски, если на кусок хлеба и пачку сигарет у мня нет денег? Я хожу к людям, работаю, ночую там, где рублю дрова, — рассказывает свою историю Геннадий.

Мама Геннадия живет с отчимом, у него есть три старшие сестры.

— Хочется иметь свое жилье. Знаете, надоело уже стеснять свою родню, у них свои семьи, а тут я еще, — сетует мужчина.

В адресной помощи ему также было отказано.

— Мне, как бывшему заключенному, положена адресная помощь, но специалисты посчитали, что доходов моей мамы и отчима достаточно, чтобы меня содержать. Мама получает пенсию 200 рублей. Мне 32 года. И что, меня должна содержать мама с отчимом? Мне кажется, что кто-то за меня получил эту адресную помощь, — высказывает свое мнение Геннадий. 

А совсем недавно Геннадий получил еще и исполнительный лист, в котором написано, что в случае неуплаты его имущество будет описано.

— Хорошо, пускай приходят. Но что они заберут — последнюю сорочку с меня снимут? — спрашивает он.

Молодой человек пробовал заработать денег в России. Там работал на монолите простым разнорабочим, но вместо обещанных денег там платили лишь едой.

— Слава Богу, что живым и здоровым вернулся. Много наших белорусов в Москве остаются жить в метро и на вокзалах, — рассказывает Геннадий и добавляет: — Я не прошу жилье с евроремонтом и огромную заработную плату. Просто чтобы мне предоставили жилье, в котором можно жить, и оплачиваемую работу.

Геннадий выразил благодарность людям, которые не оставляют его в тяжелой жизненной ситуации — его родственникам, а также ксендзу Виталию Цыбульскому.

Корреспондент «ГС» обратился за комментарием по этой ситуации к председателю Деречинского сельсовета Светлане Гринцевич.

— Человек много лет провел в тюрьмах. Когда он вернулся, ему было предложено обратиться в центр занятости. Никаких попыток трудоустроиться он не предпринимал, потому что привык жить, не работая. Все об этом знают. Ранее он работал и на ферме, и в бригаде, но там себя он не зарекомендовал. Мне на сегодняшний день ему нечего предложить, а вот с апреля начнутся общественные сельскохозяйственные работы, тогда я ему буду готова помочь. Уверена, если бы он действительно стремился найти работу, то ему бы не отказали. Жилье ему предоставило агрохозяйство «Голынка», а в том, что тот дом был доведен до критического состояния, виноваты его прежние жильцы, — ответила Светлана Константиновна.

Получается, что раз человек находился в местах лишения свободы, то он не может рассчитывать на достойное жилье, работу и помощь от государства?! А может, он действительно решил начать жизнь с чистого листа и ему в этом нужна помощь?

Какая полагается помощь человеку, который освободился из мест лишения свободы, рассказал юрист Павел Сапелко.

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) не налагают каких-то особенных обязанностей на государства — члены ООН в области создания условий для ресоциализации бывших заключенных, ограничиваясь общими минимальными указаниями: правительственные или другие службы и организации, помогающие освобожденным заключенным находить свое место в обществе, должны — там, где это возможно и необходимо, — заботиться о том, чтобы такие заключенные получали необходимые документы и удостоверения личности, находили подходящее жилье и работу, имели подходящую и достаточную для данного климата и времени года одежду и располагали средствами, достаточными для проезда на место их назначения и для жизни в течение периода, непосредственно следующего за их освобождением (Правило 108). Нужно понимать, что это декларация, хотя, конечно, государство должно стремиться максимально соблюдать эти положения, имплементировать их — приводить внутреннее законодательство в соответствие с международной нормой.

Порядок оказания помощи освобожденным в их трудовом и бытовом устройстве закреплен в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь. Более подробно эти нормы закреплены в Постановлении Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15.01.2014 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь помощи осужденным к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа или к лишению свободы в трудовом и бытовом устройстве»

В соответствии с УИК, не позднее чем за три месяца до истечения срока наказания осужденного администрация учреждения уголовно-исполнительной системы через территориальные органы внутренних дел и управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета принимает меры по его трудовому и бытовому устройству. В отношении лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае необходимости их трудоустройства администрация учреждения уголовно-исполнительной системы не позднее чем за три месяца до предстоящего освобождения информирует об этом суд, территориальные органы внутренних дел и управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета по месту жительства указанных лиц.

Службой социальной адаптации учреждений уголовно-исполнительной системы с осужденными со дня фактического отбывания ими наказания проводится воспитательная работа с целью подготовки их к освобождению, разъясняются их права и обязанности после освобождения.

Освобожденные от отбывания наказания в виде ареста или лишения свободы обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства или работы, а также продуктами питания или деньгами на дорогу по установленным нормам.

При отсутствии необходимых по сезону одежды, обуви и средств на их приобретение освобожденные от наказания обеспечиваются одеждой и обувью бесплатно, а также им может быть выдано единовременное денежное пособие.

Освобожденные от наказания в виде ограничения свободы, ареста и лишения свободы имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Новый импульс работе с бывшими заключенными придало Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2014 № 347 «Об утверждении Положения о порядке организации и финансирования мероприятий по трудоустройству граждан, освобожденных из исправительных учреждений, в том числе частичной компенсации затрат по оплате труда таких лиц».

В соответствии с Положением, мероприятия по трудоустройству граждан, освобожденных из исправительных учреждений, осуществляются в соответствии с законодательством в виде:

- установления нанимателям брони для приема указанной категории граждан на работу;

- содействия в поиске подходящей работы;

- предоставления услуг по профессиональной ориентации;

- направления на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

- содействия в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности;

- финансирования нанимателей — организаций любых организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих рабочие места для трудоустройства указанной категории граждан, путем частичной компенсации затрат по оплате труда граждан, освобожденных из исправительных учреждений.

Кардинально новым является последнее положение.  За счет средств бюджета фонда социальной защиты населения Республики Беларусь осуществляется частичная компенсация затрат нанимателей по оплате труда граждан, освобожденных из исправительных учреждений, принятых на работу по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, которые:

отбывали в исправительных учреждениях наказание, назначенное по приговору суда, не менее трех лет подряд;

зарегистрировались в органе по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных в течение шести месяцев с даты их освобождения;

не смогли трудоустроиться на подходящую работу по независящим от них причинам в течение трех месяцев с даты их регистрации в качестве безработных или зарегистрировались в качестве безработных после прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.

Правда, устойчивого материального положения бывшему заключенному достичь, благодаря норме о возмещении затрат нанимателя не удастся: за счет средств бюджета фонда компенсируются затраты нанимателей на выплату заработной платы, не превышающем минимальную заработную плату, действующую в период, за который произведено начисление заработной платы, а также сумма обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, начисленных на минимальную заработную плату. Но эти нормы должны стимулировать нанимателей привлекать на работу бывших заключенных.

При наличии граждан, освобожденных из исправительных учреждений, соответствующих требованиям Положения, орган по труду, занятости и социальной защите проводит с нанимателями, заявившими в установленном законодательством порядке сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий), подходящих для трудоустройства данных граждан, переговоры о возможности их трудоустройства на условиях указанного Положения. При согласии нанимателя орган по труду, занятости и социальной защите направляет к нему граждан, профессиональные качества которых соответствуют требованиям данного нанимателя, для трудоустройства.

Безусловно, нужно понимать, что трудовой договор заключается с учетом не только интересов освободившегося заключенного, но и интересов нанимателя, которому нужен специалист соответствующей квалификации, стремящийся соблюдать установленные правила – трудовой распорядок, правила безопасности и т.п.

ЖИЛЬЕ

Давайте будем реалистами: никто просто так, без предусмотренных законом оснований жилье гражданину не предоставит. Жилье не бывает абстрактным, оно всегда относится к какому-то фонду, и порядок его предоставления регулируется законом. Сам по себе факт освобождения из исправительного учреждения не основание для выделения жилья.

Конкретную ситуацию утраты Г. Климовичем ранее занимаемого жилья нужно изучать; есть признаки того, что он может претендовать на получение социального жилья.

Право на получение жилого помещения социального пользования имеют, например, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, жилые помещения которых (в том числе принадлежащие им на праве собственности) вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма стали непригодными для проживания.

Жилые помещения должны соответствовать правилам градостроительства, природоохранным, санитарным, противопожарным и иным требованиям технических нормативных правовых актов. Вновь-таки, надо понимать, что если предоставленное помещение будет признано непригодным к проживанию, то это не означает, что найдется другое, лучшее.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО упоминается в статье без подробностей, а ведь это тоже важно: если предметом заботы специалистов отдела принудительного исполнения является, например, взыскание задолженности по алиментам или возмещения расходов по содержанию несовершеннолетних детей в государственных учреждениях, то их погоня за должником может закончиться привлечением должника к уголовной ответственности за уклонение от обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей.

АДРЕСНАЯ ПОМОЩЬ

Единовременное социальное пособие предоставляется гражданам, оказавшимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход составляет не более 1,5 величины критерия нуждаемости.

Размер единовременного социального пособия устанавливается в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится гражданин, в сумме, не превышающей 10-кратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату принятия решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде единовременного социального пособия.

Под трудной жизненной ситуацией, нарушающей нормальную жизнедеятельность гражданина, здесь понимаются объективные обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения, требующие материальной поддержки.

Предоставление адресной помощи связано с большим объемом ограничений и правил, поэтому каждую ситуацию нужно изучать индивидуально. Представляется сомнительным тот аргумент, что для определения нуждаемости в помощи принимаются во внимание доходы лиц, не проживающих с героем статьи. В этой ситуации стоит получить письменные разъяснения ответственного органа.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ стоит напомнить: то, в каких условиях окажется человек на свободе, предопределит его решение относительно своего дальнейшего поведения. Если ему покажется, что жизнь на свободе не лучше размеренного тюремного быта, то не останется ничего, что остановит бывшего заключенного от совершения нового преступления. К сожалению, показатели рецидивной преступности в Беларуси еще достаточно высоки: более трети преступлений (38%) совершается лицами, имеющими судимость. А почти две трети преступлений (61,5%) совершены в 2017 году неработающими и неучившимися гражданами.

И самое последнее

Физические лица, самостоятельно оказывающие услуги гражданам по распиловке и колке дров, погрузке и разгрузке грузов, обязаны уплачивать единый налог в размере, установленном областным Советом депутатов. В Гродненской области — 9 рублей в месяц.

Фота и видео автора

Перепечатка материалов GS.BY возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фотогалерея статьи
Читайте также:
Комментарии / Обсудить
comments powered by HyperComments