Наверх
Слоним
облачно
5 °C
Зельва
облачно
5 °C
Волковыск
пасмурно
7 °C
Мосты
пасмурно
7 °C
Дятлово
пасмурно
7 °C
Барановичи
пасмурно
6 °C
EUR 2.275
USD 2.058
RUB(100) 3.1945
Цены на жизнь
Минимальная з/плата: 330 руб.
Бюджет прожиточного минимума: 214,21 руб.
Тарифная ставка первого разряда: 35,5 руб.
Базовая величина: 25,5 руб.
Ставка рефинансирования: 10%

Сергей Копоть: «Газете Слонимской» уже ничего не страшно

8 августа 2012 12:34
Поделиться:
«Газета Слонимская» начала издаваться в то время, когда компьютеры только-только стали входить в нашу жизнь. На одном компьютере набирались тексты, обрабатывались фотографии и создавался печатный номер «ГС».

О том, как все начиналось, о сложностях и людях, которые стояли у истоков создания «Газеты Слонимской», рассказывает Сергей Копать, который много лет работал в редакции в качестве дизайнера газеты.
—Сергей, помните, как начиналось Ваше сотрудничество с «Газетой Слонимской»?
—Конечно, помню: я пришел работать в газету, когда уже были определенные наработки, то есть до меня в свет уже вышло семь номеров, мне пришлось верстать восьмой. Компьютер, на котором начиналась верстка, собрал  слонимский предприниматель Александр Захаров. Для того, чтобы сделать хороший продукт, например, газету, необходим был мощной конфигурации компьютер. Вот Захаров как раз и занимался его комплектацией. Зная, что редакции требовался дизайнер и системный администратор, он мне об этом намекнул. В компьютерах я разбирался, а вот как верстать газету — слабо себе представлял. Так, шаг за шагом, из номера в номер, я постигал секреты дизайнерского мастерства. Сейчас тоже идеальным вариантом считается, когда в редакции есть специалист, который может верстать газету и обслуживать компьютеры.
—Какое было Ваше первое впечатление о работе в «ГС»?
—Я уже сказал, что не осознавал, как все делается, что есть специальные программы, в которых идет верстка газеты. Например, как обрабатываются фотографии, какие есть правила верстки и т.д. Все это познавалось в процессе работы.
Одним из таких ярких воспоминаний с того времени осталась подпись под фотографией. Я предложил свой вариант, который был одобрен главным редактором. Мне было очень приятно, и я ходил и всем рассказывал, что эту подпись придумал сам.
—Сергей, Вы заметили, что до того, как пришли работать в редакцию, уже вышло в свет семь номеров «Газеты Слонимской». Что-то кардинально изменилось в плане дизайна с Вашим приходом?
—Очень хотелось добиться четкости фотографий. Почему-то они получались мутноватыми, не было резкости.
—Эта проблема была связана с профессионализмом фотографа или изъяны были в работе типографии?
—Работники типографии не могли наложить растр, была заметна неравномерность наложения красок. Я постоянно следил за популярными белорусскими, российскими СМИ, где фотографии были светлыми и четкими. Процесс изготовления фотографий был сложным: изначально они печатались на бумаге, потом сканировались, затем помещались на страницу в электронном варианте, затем полосы выводились на пленку и передавались в типографию. То есть, обработка фотографий была многократной, поэтому на выходе снимки получались не совсем хорошего качества. Сейчас уже совсем другая, более современная технология печати. Спустя некоторое время в редакции появился фильм-сканер, который позволял миновать процесс печати фото на бумаге. Сложность была в том, что ты занимаешься версткой, а кто-то приходит и просит тебя освободить место для того, чтобы набрать текст, а кому-то в это время надо отсканировать фото. Напомню, что газета делалась на одном компьютере.
—В то время Вы занимались версткой информационных материалов и рекламой. Что было самым сложным в газете?
—В то время не было так много страниц и рекламы, поэтому справлялся один. Сложным, пожалуй, было то, что на все не хватало времени. Ведь я еще работал и на основной работе.
—Да, я помню, как, порой, приходилось видеть Вас спящим за рабочим столом: 20-30 минут сна давали возможность продолжать дальше работу. А ведь в день выхода свежего номера мы все работали до полуночи и дольше. А утром опять все были на своих рабочих местах.
—Да, сейчас в таком темпе я, конечно, не смог бы работать. И тогда объем работы для одного человека был большой. Очень много времени занимала верстка рекламы, хотелось, чтобы она была красивой, выразительной, чтобы привлекала внимание читателей. Поэтому на ее создание уходило много времени. На верстку информационных страниц требовалось меньше времени, но были проблемы с размещением заголовков и другое. Правда, была возможность получать знания на семинарах, которые проводились в то время общественными независимыми организациями. Стал узнавать требования, которые предлагались по верстке газеты, например, что нельзя переносить абзац, разделять фотографии и т.д. И если все правильно делать, то этот процесс занимает тоже немало времени. Имея определенные знания, начинаешь во время верстки уже думать над тем, как правильно и красиво оформить полученные материалы.
—Какую идею свою считаете самой удачной и важной, которую Вы внесли в «ГС»?
—Мне очень нравились большие фото. Я просматривал популярные издания, перенимал положительный опыт оттуда. Помню, что на последней странице перед каким-нибудь праздником мы ставили большую фотографию, страницу делали наполовину развлекательной и рекламной. Экспериментировал с программой телевидения, старался ее максимально анонсировать. Сейчас эта программа ТВ менее актуальна в газете, так как появились новые технологии, например, Интернет. А в то время мы сотрудничали с почтой, где забирали  программу ТВ. Потом у нас появился свой почтовый сервер, администрированием которого я занимался.
—Читаете «Газету Слоним-скую», какие разделы Вам более интересны?
—Конечно, читаю: интересно узнать, что происходит в Слонимском районе и далеко за его пределами, нравятся красивые фотографии, радует, что в газете появился цвет. Одним словом, приятно взять в руки качественный продукт.
—Свои идеи, наработки видите или газета существенно изменилась?
—Я принимал участие в создании логотипа, который используется и сейчас, шрифт в заголовках остался тот же, поменялся только в текстовых материалах.
—Сергей, как, по-вашему, любой ли человек может стать дизайнером или это – удел избранных?
—Если человека можно научить писать, петь, то и верстке можно обучить. Конечно, про тебя не скажут, что ты талантлив,

просто, надо верить в свой талант.
—Имея уже определенный опыт работы в газете, что, на Ваш взгляд, надо поменять в газете кардинально?
—Тяжело что-то посоветовать изменить. Я считаю, что газета самодостаточная, сделана профессионально.
—Наверное, у Вас остались воспоминания о том времени, коллективе. Что можете сказать о людях, которые работали с Вами?
—Я всех их помню, со многими мы созваниваемся. Мне приятно было участвовать в создании газеты, работать с яркими личностями, такими как Сергей Чигрин, Сергей Ерш, Елена Мажейко, с теплотой в душе вспоминаю Дмитрия Египко, Виталия Гиля. Все они пошли дальше: работают в известных СМИ, на радиостанциях. Большую помощь в обучении оказывали общественные организации, одной из которых является IREX/ProMedia.
О том времени у меня остались только приятные воспоминания.
—Чтобы хотели пожелать  коллективу «ГС»?
—Всем здоровья, хорошего настроения, поменьше конфликтных ситуаций с читателями и непочитателями. Понятно, что газета общественно-политическая, поэтому тяжело обойти политику. Я помню то время, когда распространителей газеты гоняли с мест торговли, как издание исключили из каталога «Белпочты», убрали из киосков «Белсоюзпечати». «Газета Слонимская» прошла огонь, воду и медные трубы, поэтому ей уже ничего не страшно.  

Наш канал в Telegram
Читайте также
Обратите внимание