Наверх
Слоним
пасмурно
22 °C
Зельва
пасмурно
22 °C
Волковыск
пасмурно
22 °C
Мосты
пасмурно
22 °C
Дятлово
пасмурно
22 °C
Барановичи
пасмурно
21 °C
EUR 2.899
USD 2.4375
RUB(100) 3.3156
Цены на жизнь
Минимальная з/плата: 375 руб.
Бюджет прожиточного минимума: 256,10 руб.
Тарифная ставка первого разряда: 35,5 руб.
Базовая величина: 27 руб.
Ставка рефинансирования: 8,75%

Перегонщик: бывшие коллеги не бросили бизнес, ищут другие серые схемы

28 февраля 2014 12:39
Поделиться:
Уравнивание пошлин в странах Таможенного союза фактически свело на нет некогда доходный, раскрученный бизнес перегона автомобилей. Таможенники подсчитали: через пункты пропуска только Брестской области с июля 2011-го по июнь 2012-го ввезли чуть более 9 тысяч автомобилей. 

А вот за год, предшествующий повышению стоимости растаможки, на Брестчину пригнали сразу 80 тысяч машин. По словам бывшего перегонщика из Бреста, сейчас запросы белорусов в основном удовлетворены: три года назад многие пригоняли по две-три добротные машины с надеждой, что их хватит на ближайшие пять-десять лет. Кредиты тогда были доступнее, топливо дешевле, а значит, покупка машины не выливалась в серьезные затраты. Потом все изменилось.

«За год-полтора до подорожания растаможки я мог пригнать за одну неделю машин пять. После — от силы пять в месяц, — рассказал брестчанин. — Раньше с понедельника по пятницу проводил время в дороге, в выходные — сплошные встречи с клиентами, не было даже времени нормально выспаться. Сейчас дела — из рук вон: хорошо, если за месяц поступит два заказа. Понятно, что много на этом уже не заработаешь. Короче говоря, перегон из основного источника дохода превратился в подработку от случая к случаю».

Во время автобума тысяча долларов заработка в неделю была минимумом. Сегодня такую сумму можно получить за привоз авто с объемом двигателя больше двух литров. За машины поменьше дают примерно 600 у. е. Но даже такие сделки — редкость. Ведь «льготная» пошлина на ввоз большого автомобиля возрастом от 3 до 5 лет нередко достигает трети его стоимости.

— Пару недель назад я пригнал внедорожник из Германии, — говорит мужчина. — Там он стоил 30 тысяч евро, а здесь с растаможкой — 41 тысячу. Разумеется, такие заказы бывают крайне редко. В основном ходовые модели теперь с объемом от 1 до 1,4 литра. Такие автомобили перегонщики чаще всего «вешают» на себя или близких, а потом самостоятельно перепродают. Если же свободной «вешалки» (так называют людей с визой в страны ЕС, которые в текущем году ни разу не пригоняли автомобиль в Беларусь) не находится, покупатель ищет ее самостоятельно. Своеобразная «база вешалок» есть и у самих перегонщиков — схема отработана давно. Но в этом случае клиенту придется расстаться еще с сотней-другой долларов за услугу.

— Никто из вкусивших этого нелегкого хлеба на обычную работу не устроился, — утверждает перегонщик. — Все те же «гонялы» теперь перепродают что-то из автомобилей на авторынках. Кто-то занимается доставкой товаров из Польши под заказ. Другие возят запчасти для машин. Многие на заработанные в тот год деньги обзавелись 3—4 квартирами и теперь сдают их в аренду.

Со временем родилось больше «серых» схем поставки машин. Одной из лазеек стал Декрет №6 — по документу зарегистрированные в сельской местности предприниматели могли ввезти транспортное средство как часть уставного капитала без растаможки. Только в Брестской области так ввезли 1471 автомобиль. Более половины фирм зарегистрировались сразу после принятия документа, почти все располагались в окрестностях больших городов. Позже оказалось, что из 76 юрлиц только 8 имели собственные производственные площади. Позже документ дополнили требованием вести деятельность не менее пяти лет в сельской местности.

Существует и другая схема. Иностранные граждане оформляют так называемый временный ввоз в страны Таможенного союза. По закону пошлина в этом случае уплачивается только после передачи автомобиля другому лицу. То есть по факту реализации. Но это не мешает продавать такие машины без обязательной выплаты: автомобиль с перебитыми номерами просто растворяется на просторах ТС. В таможне объясняют: сам факт подобной передачи — уже нарушение, причем ответственность за него несут оба участника сделки.

— На кузове временно ввезенного автомобиля после прибытия из-за границы просто перебивались номера, — говорит перегонщик. — Но взятые не «из головы», а с тех аналогичных машин, которые после ДТП или пожара пришли в негодность. Такие документы можно купить, и тогда временно ввезенный автомобиль становится полностью легальным. Чаще всего эти машины продаются в Россию, где проверить что-либо по белорусским базам сложно. Кое-кого из моих знакомых за это оштрафовали на огромные деньги, и я «ушел в тень».

Сегодня можно найти компании, которые доставляют новые авто из российских салонов по более низким (в сравнении с белорусскими) ценам. Простое сравнение предложений официального дилера Volkswagen и минской фирмы, которая занимается доставкой машин со складов российских официальных представителей, показало: на новом Golf7 можно сэкономить около 7 тысяч долларов США. Откуда такая разница? Консультанты фирмы объясняют: все дело в прямой поставке со склада. Клиенту остается лишь заплатить 1 миллион рублей, и через неделю он может садиться в новое авто. Правда, фирма работает по полной предоплате, что может вызвать сомнения.

Куда больший риск — поехать сегодня в Россию за машиной самостоятельно. Отменой таможенных пошлин на ввоз авто из РФ в ноябре прошлого года решил воспользоваться один предприниматель. Он приобрел в Москве Renault и сэкономил при этом 4 тысячи долларов: «Не спорю, есть в России добросовестные продавцы, но их еще меньше, чем в Литве. Больше тех, кто норовит так или иначе „кинуть“ покупателя на деньги. До поездки я читал кое-какие форумы и советы, но мне и в голову не приходило, что обман достигает таких масштабов. Продавцы искажают сведения в документах, свидетельствах ТС, договоры купли-продажи могут заключаться на других лиц, машина может быть не снята с учета, может отсутствовать разрешение на вывоз. Там в два счета перебивают номера, продают „распил“ и „остовы“ под видом белорусских и казахстанских автомобилей с поддельными номерами этих стран. К счастью, я заранее подготовился и с ходу видел обман. Думаю, так везет не всем, ведь „левых“ авто на российских рынках — десятки тысяч».

Наш канал в Telegram
Читайте также
Обратите внимание