Наверх
Слоним
ясно
8 °C
Зельва
ясно
8 °C
Волковыск
ясно
8 °C
Мосты
ясно
8 °C
Дятлово
ясно
8 °C
Барановичи
небольшая облачность
7 °C
EUR 3.0029
USD 2.5399
RUB(100) 3.3212
Цены на жизнь
Минимальная з/плата: 375 руб.
Бюджет прожиточного минимума: 256,10 руб.
Тарифная ставка первого разряда: 35,5 руб.
Базовая величина: 27 руб.
Ставка рефинансирования: 8,75%

Выставка фотографий уроженца Слонима Мишеля Сима пройдёт в музее Эрарта

15 мая 2018 11:18
Поделиться:

Мишель Сима. Фото CAMERALABS.ORG

С 1 июня по 2 сентября музей Эрарта — частный и первый музей современного искусства в Санкт-Петербурге — представляет выставку Мишеля Сима, выдающегося французского скульптора и фотографа, снявшего художественно-литературную элиту Парижа XX века.

Настоящее имя Мишеля Сима было Михал Змаевский. Сима прежде всего считал себя скульптором. Фотография была для него скорее хобби, чем профессией, но именно она принесла ему мировую известность.

На протяжении десяти лет он создавал портреты своих друзей-художников, среди которых были Пабло Пикассо, Анри Матисс, Франсис Пикабиа, Осип Цадкин, Альберто Джакометти, Жан Кокто, Ман Рэй, Марсель Дюшан, Андре Дерен, Ле Корбюзье, Марк Шагал, Хуан (Жоан) Миро и многие другие. Дружбе с художниками он обязан и своим именем. Его псевдоним — это анаграмма, идею которой подсказал Поль Элюар: SIMA — перевернутое слово AMIS (друзья).

SIMA — перевернутое слово AMIS (друзья)

Михал Змаевский родился в 1912 году в Слониме в еврейской семье . В 17 лет он уговорил родителей отпустить его в Париж, где поступил в Académie de la Grande Chaumière и начал учиться на скульптора. В академии он провел всего год, решив, что лучше учиться, работая непосредственно в мастерских у скульпторов. Это было судьбоносное решение, так как работа у скульпторов позволила ему познакомиться и завязать дружбу с художниками и литераторами.

Сима был учеником Осипа Цадкина, одного из известнейших скульпторов того времени. В мастерской Цадкина на него обратил внимание Жан Кокто. Через него Сима познакомился с Полем Элюаром и Франсисом Пикабиа, к которому вскоре стал приходить на воскресные встречи, где собирался весь цвет литературно-художественного Парижа.

В эти годы Сима начал фотографировать. Он делал фоторепортажи для пресс-агентств, время от времени получая заказы на портреты, но не ощущал себя фотографом. Он видел себя скульптором и именно в этом качестве пытался найти свое место в мире искусства. В Париже он делил мастерскую с художником Рене Бессе на улице Impasse Ronsin. Его соседом был Константин Бранкузи, у которого Сима тоже работал какое-то время. Вскоре он завязал дружбу со звездами парижского художественного мира — Пабло Пикассо и Максом Эрнстом.

Мишель Сима и Пабло Пикассо. Фото CAMERALABS.ORG

Париж был сердцем художественного мира довоенной Европы. В это время и возник уникальный феномен, получивший название «Парижская школа». Мишель Сима был полноправным участником этого движения. Он получал заказы как скульптор и принимал участие в групповых выставках. Когда началась война, из-за преследования евреев Сима покинул Париж и переехал в Гольф-Жюан к Пикабиа, в свободную, неоккупированную зону, но и там ему не удалось избежать ареста. В августе 1942 года французские власти задержали его и выдали немцам, которые депортировали Сима в Освенцим.

Фото https://antennadaily.ru

Освободившись из концлагеря, сломленный душевно и физически, Сима вернулся на Лазурный Берег в надежде на встречу с друзьями. В Гольф-Жюане он снова встретил Пикассо, который в прямом смысле слова вернул Сима к жизни.

После войны Пабло Пикассо, обосновавшись в замке Гримальди, в Антибе, работал над «La joie de vivre» («Радость жизни»), доказывая всем вокруг, что война не смогла уничтожить радости бытия, предчувствия счастья и творческой свободы в новом мире. Пикассо предложил Сима ежедневно документировать процесс работы над картиной с помощью фотокамеры. Уже в первые часы работы Сима расширил задание, посчитав, что из этого процесса нельзя исключить присутствие самого художника, ведь произведение живет энергией того, кто его создал. Результатом работы стал альбом «Пикассо в Антибе» (1948), который полностью соответствовал представлениям Сима о том, что художник и его творчество представляют собой единое целое.

Сима с огромным удовольствием снова начал фотографировать друзей, ведь почти все его довоенные знакомые вернулись после войны в Париж. За несколько лет он создал портреты шестидесяти художников постепенно возрождавшейся после войны «Парижской школы».

Фото https://antennadaily.ru

Он составил фотолетопись «плавильного котла искусств», уникальный по своей значимости исторический документ. В 1958 году в издательстве Nathan вышел его фотоальбом «Лица двадцати одного художника», в который вошли портреты Жана Кокто, Франсиса Пикабиа, Осипа Цадкина, Альберто Джакометти, Ханса Арпа, Доры Маар, Фернана Леже, Макса Эрнста, Огюста Эрбена, Вифредо Лама, Ман Рея, Марселя Дюшана, Андре Дерена, Кеса ван Донгена, Ле Корбюзье, Хуана (Жоана) Миро и других. Фотографии Мишеля Сима раскрывают перед нами огромное многообразие стилей и движений, параллельно существовавших в Париже, взаимодействие разных поколений художников.

Увлечение Сима фотографией закончилось в тот момент, когда он взял в руки фотоальбом «Лица двадцати одного художника». Разочарование качеством печати было безмерным. Сима решил никогда больше не публиковать ни одной фотографии и посвятил себя работе скульптора до самой своей кончины в 1987 году.

Карьера Сима-фотографа продлилась всего десять лет. Но за это десятилетие он успел невероятно много.

Знакамітае савяня падараваў Пікаса слонімец

Наш канал в Telegram