Платное объявление

Comments

Платное поздравление

Слоним
weather
7
Зельва
weather
7
Волковыск
weather
8
Мосты
weather
8
Дятлово
weather
8
Барановичи
weather
8
EUR 2.4102
USD 2.1449
RUB(100) 3.169
Цены на жизнь
Минимальная з/плата: 305 руб.
Бюджет прожиточного минимума: 206,58 руб.
Тарифная ставка первого разряда: 34 руб.
Базовая величина: 24,5 руб.
Ставка рефинансирования: 10,5%

Сегодня Гродно обгоняет всю страну по качеству жизни и демографической устойчивости

16 октября 2018 16:29
537
Поделиться:
Традиционно столица в своем развитии обгоняет остальные города. Однако Брест и Гродно теперь не сильно отстают от Минска, по некоторым параметрам даже опережая его, показал рейтинг Центра новых идей, презентованный авторами на конференции Reshape-2018, пишет «Завтра твоей страны».

Авторы сравнили экономические и демографические показатели 15 крупнейших городов страны и увидели у некоторых из них потенциал для того, чтобы становиться альтернативными точками притяжения для людей и инвестиций. Оказалось, Гродно обгоняет всю страну по качеству жизни и демографической устойчивости. Экономика в Солигорске и Новополоцке растет лучше, чем в пяти областных городах.

— Мінск актыўна страчвае прамысловасць, якая замяшчаецца сэрвісам. У Мінскай вобласці тым часам вырасла занятасць у прамысловасці. У першую чаргу развіваецца агламерацыйнае кальцо − кожны год там ствараюцца дзесяткі тысяч працоўных месцаў, − рассказывает экономист, старший исследователь CASE Belarus Дмитрий Бабицкий.

По словам эксперта, в Минском районе в экономике занято больше людей, чем количество проживающего там населения. В то же время каждый день из района и области на работу в столицу ездит больше 100 тысяч человек и где-то 10 тысяч – из Минска в область.

Города в поиске своей идентичности

В регионах все более явно выделяются локальные точки притяжения, причем часто это вовсе не областные и самые крупные города. Хороший потенциал конкурировать со столицей есть у Бреста и Гродно, а с областными городами – у Новополоцка, Пинска, Солигорска и даже небольшого Несвижа.

— Калі некаторыя гарады будуць развівацца, як цяпер, то яны могуць стаць больш сур’ёзнымі цэнтрамі жыцця, чым абласныя. Напрыклад, ужо цяпер стаіць пытанне, ці не з’яўляюцца Полацк і Наваполацк большым цэнтрам жыцця ў вобласці, чым сам Віцебск, — говорит основатель Центра новых идей Рыгор Астапеня.

Более активные белорусские города начали искать свои фишки, которые поспособствовали бы более активному развитию.

Исследование еще раз подтвердило существенную разницу в развитии восточных и западных регионов. Гомель, Витебск и Могилев заметно отстают от западных регионов по размерам привлеченных инвестиций, экономическому развитию и демографической ситуации.

В западных областных городах изменения заметны невооруженным глазом — появляется все больше заведений, локальных культурных центров и различных проектов.

— Главное, что есть в этих городах, — большой оптимизм. В Гродно и Бресте в последнее время стало более заметно позитивное отношение к будущему. А восприятие перспектив сильно влияет на предпринимательскую и общественную активность, — убежден арт-директор архитектурного бюро 35 Иван Кравцов.

Существенно влияют на оптимизм и более быстрое развитие Гродно и Бреста – трансграничные связи, которые выливаются в реальные проекты, стимулирующие местное развитие, считает национальный координатор Соглашения мэров в Беларуси, директор фонда «Интеракция» Иван Щедренок.

Как подтолкнуть развитие регионов? Не мешать

По темпам урбанизации Беларусь опережает многие страны мира. Городское население в стране достигло 78%. Все больше увеличивается разрыв в экономическом и социальном развитии, демографической ситуации, культурной жизни между крупными городами и небольшими райцентрами, западными и восточными регионами, городами, которые сделали акцент на одном или нескольких факторах роста и теми, которое полагаются на дотации из центра.

При строго действующей вертикали власти больше средств и возможностей концентрируются в столице и областных городах. Причем финансы городам выделяются, абсолютно независимо от потребностей, особенностей развития, акцента на важные факторы. Местные власти же вместо того, чтобы заниматься вопросами развития городов и районов, выискивают возможности, как дать красивые показатели в отчетах по развитию сельского хозяйства и работе госпредприятий.

— Головная боль градоначальника и главы района – как увеличить надои, лучше собрать урожай, как выдать зарплату на предприятии, которое плохо работает. А для того, чтобы города развивались, необходимо думать не только о насущных проблемах, но и о том, как они будут становиться более конкурентоспособными на национальном и даже на глобальном уровне, — отмечает Иван Щедренок.

Но заниматься более глобальными вопросами местным управленцам, с одной стороны, не разрешает строгая иерархия, с другой — ограниченность бюджета и повисшие на плечах лишние задачи. Когда местные органы власти перейдут из категории обычных исполнителей указок сверху в стратегов местного развития за счет предоставления им большей самостоятельности и кардинального изменения в формировании локальных бюджетов, у регионов действительно появится шанс развиваться и даже становиться полноправными конкурентами в привлечении инвестиций, развитии локальных проектов, притяжении людей.

Идеальным для спасения утопающих в проблемах регионов и большего стимулирования тех, кто встает на ноги стала бы кардинальная реформа государственного управления — увеличение политической и финансовой автономии городских и районных руководств, выборность мэров, снятие с них непрофильных целевых задач. Определенные подвижки возможны даже без глобальных изменений в традиционной вертикали власти, считают эксперты. Акцент на перспективные проекты и направления социально-экономической жизни, большее взаимодействие городских властей с заинтересованным сообществами и бизнесом, разработка местных стратегий подтолкнули бы регионы искать свой путь развития.

Scroll Up