Наверх
EUR 2.3252
USD 2.0793
RUB(100) 3.2206
Цены на жизнь
Минимальная з/плата: 330 руб.
Бюджет прожиточного минимума: 214,21 руб.
Тарифная ставка первого разряда: 35,5 руб.
Базовая величина: 25,5 руб.
Ставка рефинансирования: 10%

На следующих выборах власти Беларуси сыграют старую пьесу, но с новым финалом

23 декабря 2018 20:13
1588
Поделиться:
Белорусские власти могут на год-полтора продемонстрировать безопасный для собственных устоев условный либерализм.

Уже больше месяца прошло с тех пор, как президент Беларуси анонсировал «политическую вакханалию», но за это время электоральный календарь так и не приобрел хоть какой-либо конкретики.

Вертикаль готовят к марафону?

Напомним, 13 ноября Александр Лукашенко, ориентируя чиновников местной вертикали власти на основные задачи 2019 года, заявил, что «будущий год — это год серьезный. У нас начинается политическая вакханалия, которая продлится минимум полтора года. Поэтому смотрите: и выборы парламента, и президента — ну они никогда не добавляли стабильности и спокойствия».

Если исходить из чисто календарных расчетов, президентские выборы по закону должны пройти не позднее 30 августа 2020 года, а выборы в Палату представителей — не позднее 10 сентября 2020 года.

Формально электоральная кампания длится три месяца, поэтому «полтора года вакханалии» подтверждают, что выборы президента и депутатов действительно будут разведены по времени и одна из кампаний стартует под занавес 2019 года. Глава Центризбиркома Лидия Ермошина, кстати, не единожды отмечала, что в идеале разница между двумя кампаниями должна быть не менее года.

Можно также усмотреть намек на очередность кампаний: Лукашенко первыми называет выборы парламента, а потом президентские.

Кроме того, имеют также значения и обстоятельства, при которых глава государства заговорил о «политической вакханлаии». В тот день, 13 ноября, глава государства решал кадровые вопросы и его основной аудиторией были новоназначенные заместители председателей облисполкомов, а также глава Администрации президента Наталья Кочанова.

Президентская вертикаль на местах фактически является одним из основных организаторов электорального процесса, при том что официально выборы организует Центризбирком.

Показательно, что уже почти два года Лукашенко не находит времени, чтобы провести совещание с Центризбиркомом. Формально оно требуется для выполнения президентского же поручения о подготовке поправок в избирательное законодательство, работа над которыми завершилась в феврале 2017 года. А на деле нужно определиться со сроками проведения президентских и парламентских выборов и дать соответствующие указания.

Пока вместо конкретных указаний вертикаль власти получила намек, что из календаря возможных отпусков нужно вычеркнуть полтора года.

Сценарий силовиков?

Можно предположить, что документы, которые касаются предстоящих электоральных кампаний, уже лежат у президента на столе. Но не факт, что эти документы подготовлены Центризбиркомом — государственных структур, имеющих отношение к внутренней политике, в Беларуси немало.

Да, утрясать календарный план, думать о выполнении всех формальностей уполномочен Центризбирком, но другие органы решают свои задачи, обеспечивая стабильность и спокойствие своими специфическими методами.

Иначе говоря, есть вероятность, что Лукашенко пока размышляет над выкладками какого-то другого, скорее всего охранительного ведомства, и в итоге рассуждает о сыром, а не принятом как руководство к действию, плане.

Некая ясность может наступить, когда президент проведет совещание с Центризбиркомом или хотя бы примет с отчетом Ермошину.

Пойдут ли власти на сложную игру?

Оппозиция сейчас разобщена, очень ограничена в ресурсах. И ряд ее лидеров вряд ли устоит от искушения использовать электоральную кампанию для удовлетворения собственных амбиций, если власти намекнут, что зарегистрируют кандидатами в президенты всех, кто подаст набор документов.

В итоге мы, вероятно, сможем наблюдать парад кандидатов, как это было в 2010 году, когда зарегистрировали и тех, кто заведомо не мог собрать сто тысяч реальных подписей за свое выдвижение.

Тогда, перед выборами-2010, у официального Минска был период нормализации отношений с Западом, в столице и регионах разрешалось делать массовые мероприятия под национальным бело-красно-белым флагом, и в определенных кругах на Западе даже считали, что есть шанс превращения авторитарного волка в демократическую овечку.

Иллюзии рассеялись в ночь после голосования, когда не только сотни простых граждан, но и ряд кандидатов в президенты оказались за решеткой по обвинению в массовых беспорядках.

Сейчас есть шанс сыграть ту же пьесу, но с новым финалом. Запад больше обеспокоен ситуацией с безопасностью — и в Восточной Европе, и в мире в целом, а потому меньше обращает внимания на природу белорусского правящего режима.

Лукашенко оказался полезен на этом этапе тем, что не создает проблем в регионе. Россия также не видит ему альтернативы, впрочем, как и белорусский избиратель.

При такой раскладке белорусские власти могут на год-полтора продемонстрировать безопасный для собственных устоев условный либерализм и получить какие-то плюшки от Запада.

Но стопроцентно прогнозировать такой сценарий не будем, потому что известно и стремление белорусского руководства к перестраховке, тройному запасу прочности даже там, где все вроде и так схвачено.

Наш канал в Telegram Прислать свою новость на Viber
Читайте также
Обратите внимание