Наверх
Слоним
ясно
10 °C
Зельва
ясно
10 °C
Волковыск
небольшая облачность
10 °C
Мосты
ясно
10 °C
Дятлово
ясно
10 °C
Барановичи
ясно
10 °C
EUR 3.0414
USD 2.5658
RUB(100) 3.4205
Цены на жизнь
Минимальная з/плата: 375 руб.
Бюджет прожиточного минимума: 256,10 руб.
Тарифная ставка первого разряда: 35,5 руб.
Базовая величина: 27 руб.
Ставка рефинансирования: 8,75%

Подготовительные недели: Неделя о мытаре и фарисее

9 февраля 2020 11:57
Поделиться:
Рисунок

Рисунок с сайта church-viktor.org

В церкви начался подготовительный период к Великому посту. Он будет состоять из нескольких седмиц, которым церковь дала название. Первая неделя подготовительного периода называется неделя о мытаре и фарисее. Неделя получила название по евангельскому отрывку, который читается в церкви в этот день.

В церковь пришли два человека помолиться. Один молился с гордостью и самопревозношением, перебирая в памяти свои заслуги. Другой — со смирением, понимая своё ничтожество и духовную слабость. Первым был фарисей, ревностный исполнитель духовных законов, знавший учение, но ослеплённый гордостью и самолюбованием. Другой — мытарь, по-современному — сборщик налогов. В давние времена эти работники не пользовались уважением у общества. Как сказано в одном из евангельских повествований, сборщики подати обижали людей — брали сверх нормы. В отрывке не сказано, какая нужда заставила мытаря прийти в храм. Мы знаем о встрече этих двух — «праведного» и того, кто «не смел даже поднять глаз на небо» (Лк. 18,13).

Храм

Храм

Фарисей думает, что имеет право судить о другом человеке, ведь он знает Закон, ведет себя прилично, к тому же находится в храме. К тому же обстоятельства происходят в храме — в месте, где фарисей у себя как дома, — чем не повод отыграться на своем обидчике. Нельзя исключить того, что ему выгодно видеть рядом с собой грешного жалкого бедного мытаря. Находясь рядом с ним, книжник самоутверждается. Он не только понимает это, но и произносит вслух: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как… этот мытарь» (Лк. 18,11). Отделяя себя от грешника, фарисей, того сам не понимая, делает все возможное, чтобы не стать учителем и никого ничему хорошему не научить.

Во все времена церковь огромное внимание уделяет состоянию нашего духа. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Христос, начиная возводить в душах учеников великое здание любомудрия, наперёд полагает увещание к смиренномудрию как твёрдое и непоколебимое основание». По этой-то причине перед началом Великого поста церковные песнопения призывают верующего оставить мнимую, фарисейскую праведность. В песнопениях мы слышим увещание осознать, что не совершенное знание Закона Божиего и внешнее исполнение правил церковной жизни, но воплощение слов «стяжи (сохрани) дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи» на практике являются началом нашего спасения и праведности.

Истинное смирение — это способность простить обидчику, что бы он ни сказал, промолчать, когда причиняет вред. «Истинное смиренномудрие в том, что мы уступаем тем, кто ниже нас, и оказываем предпочтение тем, кто считается хуже нас», — говорит святитель Иоанн Златоуст. И тут же продолжает: «Впрочем, если мы будем рассудительны, то не будем никого и считать ниже нас, но всем людям станем отдавать преимущество перед собой». Примером тому может стать окончание этого случая. Ненавидимый еврейским обществом мытарь ушёл домой более оправданным, нежели фарисей. «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится», — заключает Господь Иисус Христос.

Каждый из нас в жизни может быть в определенные минуты фарисеем и мытарем. Только внимательно наблюдая за собой, своими мыслями и поступками, можно не только добиться чистоты своего сердца и приблизиться к Богу, но помочь другому человеку обрести Творца. Для того чтобы человек смог глубже заглянуть в себя и изучить свою жизнь, приложил силы для изменения себя, в христианской церкви установлены посты. Приблизиться к совершенству, образ которого показал каждому Иисус Христос, призван каждый человек.
а седмице с 10 по 15 февраля постных дней нет.

Наш канал в Telegram
Читайте также
Обратите внимание