Наверх
Слоним
пасмурно
21 °C
Зельва
пасмурно
21 °C
Волковыск
пасмурно
19 °C
Мосты
пасмурно
19 °C
Дятлово
пасмурно
19 °C
Барановичи
пасмурно
20 °C
EUR 2.899
USD 2.4375
RUB(100) 3.3156
Цены на жизнь
Минимальная з/плата: 375 руб.
Бюджет прожиточного минимума: 256,10 руб.
Тарифная ставка первого разряда: 35,5 руб.
Базовая величина: 27 руб.
Ставка рефинансирования: 8,75%

Дела судейские

26 июля 2020 14:04
Поделиться:
дела судейские

Иллюстрационное фото: vseauto24.ru

Истории нашего городка

Народные заседатели

Когда-то на педагогическом совете нашего учебного заведения троих преподавателей избрали народными заседателями суда. В число «счастливчиков» угораздило попасть и меня. Каждого кандидата на роль будущего представителя народа, конечно же, предварительно спрашивали: «Даете ли вы свое согласие?» И хотя мне уже заранее виделось, что большой радости от предстоящей общественной нагрузки ожидать не придется, но и отказываться, как капризному подростку: «Не хочу, не буду!» — было вроде бы не к лицу. Раз уж оказали доверие, то надо впрягаться и «тянуть воз».

Итак, в итоге поучаствовал я на шести судебных заседаниях: два случая воровства, один грабеж (пьяный недоросль избил подростка и забрал у него часы) и три бракоразводных процесса. Слушать, как взрослые люди обливают друг друга грязью, признаюсь, картина не из приятных… Хотя оказалось, что все это лишь дело персонального вкуса. Один наш коллега, не стесняясь присутствующих, прямо из учительской, на доброй «трасянке» спрашивал секретаршу суда по телефону: «Дзяўчаты, ну калі вы прыгласіце мяне на які цікавы развод?! Вы саўсем ужо пра мяне забылі!»

Золотая медаль

На одном из бракоразводных процессов бойкая теща, выступавшая свидетелем на стороне дочери, сердитым голосом бросала зятю обвинения: «Он при мне ее дурой обозвал! А какая же она дура, если с медалью школу окончила?!»

Одной фразой тут была затронута серьезная и многогранная тема.

Жизненный опыт показывает, что хорошие оценки в школе еще не гарантируют отсутствия ошибок в каких-то житейских вопросах… Можно быть хорошим бухгалтером или инженером, доблестным офицером или милиционером и в то же время быть дураком при решении каких-то семейных, бытовых, воспитательных и других проблем. Человек может поступать умно, логично, обоснованно в одном случае и наивно, глупо, зацикленно в другом…

То, что муж так обозвал свою супругу, конечно, его не красит. В гневе, в состоянии эмоционального возбуждения люди не способны адекватно мыслить. Они бросаются словами, о которых могут со временем и пожалеть.

Этот психологический феномен описан уже давно: сильные негативные эмоции блокируют, парализуют мыслительную деятельность, личность оказывается в этот момент не в состоянии объективно оценить ситуацию или логически оправданно действовать…

С другой стороны, является ли полученная медаль чудодейственным пропуском, волшебной палочкой, с помощью которой можно легко вступить во взрослую жизнь? Медаль лишь отражает учебные успехи учащегося по школьным предметам. Теперь зададим себе вопрос: а как успешно готовит наша школа детей ко взрослой жизни?

Если откровенно поговорить с опытными учителями, то они вам расскажут, сколько балласта, сколько пустого, ненужного никому, кроме министерских дядек, материала можно найти в школьных программах и учебниках! Если всю эту макулатуру выбросить на свалку и заменить ее действительно полезным материалом, необходимым для будущей жизни, для ума, тела и сердца учащихся.

Например, дать учащимся необходимые знания по психологии. Начиная с подросткового возраста дети уже в состоянии заниматься не только самообразованием, но и самовоспитанием… Дайте им «инструмент», дайте им «рычаг», с помощью которого они смогут преодолевать многочисленные психологические проблемы в своей жизни.

Они зубрят наизусть причины буржуазной революции 1905 года, причины буржуазной революции 1917 года, а о причинах «революции», происходящей в их головах и теле, они не знают абсолютно ничего: причины изменчивости настроения, когда хочется то смеяться, то плакать; причины глупых, спонтанных поступков; причины чрезмерной грубости, агрессивности или излишней плаксивости… Как правильно решать проблемы межличностного общения: конфликты с товарищами по классу, постоянные стычки с родителями, проблемы с любимой девушкой? Учат ли их этому в школе? Как бороться с моббингом, с травлей? Дают ли учащимся в школе знания об особенностях их подросткового возраста, так называемого пубертатного периода, и о путях преодоления негативных сторон этого периода в психофизическом развитии человека?

Главный принцип

Главный принцип взаимоотношения учителя и ученика был сформулирован еще в античном мире: «Ученик — это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Научить ученика самостоятельно учиться, привить ему чувство радости и внутреннего удовлетворения от самого процесса добывания знаний, от процесса самосовершенствования и поступательного развития — умственного, физического, эстетического… Но, похоже, в наших школах, как и
50 лет назад, особенно на гуманитарных предметах, некоторые учителя стараются по-прежнему «наполнять сосуды». Так ведь легче — меньше проблем для учителей, меньше забот.

Теперь насчет оценок. Да, случается, и у будущего хорошего специалиста проскакивает в аттестате одна-две слабые оценки. Но вы можете доказывать что угодно, однако меня никто не переубедит в следующем выводе: если в аттестате положительная оценка только по физкультуре, а по всем остальным предметам сплошные «удовлетворительно», то никогда из этого выпускника вуза не будет ни хорошего учителя, ни толкового инженера, ни талантливого врача. Может, чиновник из него и получится, но тоже — очень слабенький.

В Германии аттестаты-дипломы выглядят простенько по сравнению с нашими: цветной лист на плотной бумаге формата А 4. Как думаете, почему? А для того, чтобы врач, учитель, чиновник и т.д. могли потом у себя в кабинете повесить его в красивой рамочке на стену. На аттестате будут стоять и оценки (баллы), какие будущий специалист получил по основным экзаменам. И любопытный посетитель сразу поймет, с кем он имеет дело. Также в кабинетах у них принято вешать дипломы с оценками, полученными по итогам переквалификации, заграничной практики или стажировки.

Я представил себе на минуту, как Министерство образования Беларуси издало указ: вывешивать копии своих дипломов (с оценками) на дверях кабинетов. Вот бы, наверное, поубавилось очередей к некоторым врачам, да и у других «специалистов» тоже. Мечтать не вредно, скажет дорогой читатель. Понятно, никто на это не пойдет. Думаете, в министерствах мало работает «блатных», которым свои оценочки стыдно даже родным детям показывать?!

Когда-то в наш Жировичский техникум пришла из министерства команда: «Сократить преподавание иностранного языка до уровня факультатива». Два преподавателя вынуждены были уйти. Один из заведующих отделением успокаивал пострадавших и в то же время попытался доказывать правильность решения высшего руководства: «А зачем вообще нужен этот иностранный язык?! Вот я, например, не знаю иностранного языка и абсолютно от этого не страдаю, нормально тружусь!» Через несколько лет власть в министерстве поменялась, и преподавание иностранного языка опять восстановили в старом объеме.

Отличный аттестат — это хорошая предпосылка, но отнюдь не гарантия дальнейших успехов человека в жизни. Иногда в семьях, особенно где один ребенок, родители прививают своему чаду неверные жизненные установки: сдувают с него пылинки и чуть ли не обожествляют его. Из такого чада вырастает холодный эгоист, привыкший «только брать», ничего при этом не давая взамен. Такой ребенок привык всегда быть обожаемым и находиться в центре внимания окружающих.

Понятно, такие родители не держали в руках ни книги Дейла Карнеги, ни брошюры по бытовой психологии нашего Владимира Леви или других отечественных специалистов. Родители оказывают в данном случае своим детям медвежью услугу, потому что, несмотря на хороший аттестат, таким людям очень сложно потом адаптироваться, интегрироваться в новом трудовом коллективе: они не находят взаимопонимания среди коллег, так как у них отсутствует эмпатия — способность поставить себя на место другого человека, способность сопереживания, сочувствия, у них отсутствует элементарный такт во взаимоотношениях с коллегами. А родителям будет казаться, что их ребенку просто завидуют, его подсиживают, его не понимают и не ценят, короче — кругом дураки и враги!

P.S. Педагогическая безграмотность некоторых родителей, особенно если речь идет о родителях с высшим образованием, порой вызывает не только удивление. Вот один конкретный случай. Четырнадцатилетний сын одних моих интеллигентных знакомых — парень худой и болезненный: частые простуды, ангины и прочие напасти. В школе он учится хорошо, но закалкой или спортом ему заниматься лень. «Хватит с него и школы!» — так отреагировала на мой вопрос хозяйка.

Однажды я случайно застал семью за странным занятием: в зале пахло так, как будто хозяйка варила на кухне варенье. Но нет, такой запах издавала стоящая на столике красочная водяная курительная трубка — модный подарок мамы сыну, привезенный из Болгарии. Все члены семьи уже покурили эту «лампу Алладина». На мой, скажем так, мягкий критический комментарий в том смысле, что здоровья эта восточная «радость» никому не прибавит, последовал убийственный аргумент. Оказывается, в классе у сына учится одна девочка — дочка известного в Слониме врача. Так вот, она вместе с папой уже давно курит такую трубку!

Что я мог сказать этим взрослым людям? Что тот врач может вместе со своей дочкой и кокаин нюхать или гашиш курить — это их проблемы. Но у вас же должна быть своя голова на плечах.

Я им ничего не сказал: вмешиваться в чужие семейные отношения — дело неблагодарное.

Наш канал в Telegram
Читайте также
Обратите внимание