Наверх
Слоним
облачно с прояснениями
17 °C
Зельва
облачно с прояснениями
17 °C
Волковыск
облачно с прояснениями
17 °C
Мосты
облачно с прояснениями
17 °C
Дятлово
облачно с прояснениями
17 °C
Барановичи
облачно с прояснениями
17 °C
EUR 3.0727
USD 2.6236
RUB(100) 3.3343
Цены на жизнь
Минимальная з/плата: 375 руб.
Бюджет прожиточного минимума: 256,10 руб.
Тарифная ставка первого разряда: 35,5 руб.
Базовая величина: 27 руб.
Ставка рефинансирования: 8,75%

Стоит ли детям читать летом?

26 июля 2020 10:56
Поделиться:
Дети читают

Дети читают дома. Иллюстрационное фото

Вот и промчалась половина лета.

Дети активно проводят время на улице: играют в игры, катаются на велосипедах, роликах, самокатах или просто общаются. Дождливая погода тоже не даёт скучать. На помощь приходит незаменимый и могучий в наше время интернет в образе мобильного телефона или компьютера. Дети от-ды-ха-ют. А как же учёба? Часто слышишь от родителей: «Мы подтянем это летом». Думаю, немногие родители решают задачи и примеры по математике или пишут диктанты с детьми летней порой. А если занимаются, то, как правило, ближе к сентябрю.

Что ребёнок может сделать сам в плане учёбы без родителей, так это почитать. Не сделаю открытие, если скажу, что чтение развивает память, творческие способности, повышает интеллект и всё такое. Но всё это же дети делают в учебное время.Так стоит ли детям читать летом? Давайте разбираться совместно на примере с ребёнком, который перешёл во 2 класс и читает 50-60 слов в минуту.

На конец 1 класса дети должны читать не менее 30 слов в минуту, при этом учитывается темп чтения, осознанность чтения, выразительность. Не секрет, что практически все дети приходят в школу читающими, поэтому многие из них легко переходят барьер в 30 слов и читают к концу учебного года 50 и более слов.

В каждом классе в конце учебного года детям предлагается список литературы для чтения летом. Есть такой список и на сайте Министерства образования. Это отдельные произведения, целые книги по русской и белорусской литературе с указанием «5-10 произведений на выбор». Обратимся к некоторым из них. Русские народные сказки, сказки Ш.Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», стихи А.Барто, Б.Заходера, С.Маршака легко читаются, многие из них знакомы ребятам, когда им читали книги мамы и папы, бабушки и дедушки. А вот как ребенку прочитать книгу А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» или Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Это не просто большие, а огромные (если читать не в сокращении), по меркам ребёнка, книги, и читать их нет никакой охоты. Я помню, как мой ребёнок выбирал себе книги для чтения: лучше 5 книг по 20 страниц, чем одна книга 100 страниц. Да и «Сказку о рыбаке и рыбке» А.Пушкина осмыслить 7-8 летнему ребенку не каждому под силу, так как не все дети стихотворную форму в таком объеме быстро осваивают. Спасибо тем родителям, которые читают совместно с детьми: «я начинаю — ты продолжаешь», «я страничку — ты две» и другие способы, используемые родителями. А чтение на белорусском языке, если в 1 классе этот предмет был всего лишь устным курсом? Прочитать даже сказки тяжело. Конечно, добросовестные дети будут читать, а поймут ли они, о чём читали.

Но всё это не указывает на то, что читать не надо. Рекомендованный список произведений и есть рекомендованный. Если ребенку нравятся больше сказки, читайте сказки, стихи — читайте стихи. Появилось желание прочитать «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э.Успенского — выбирайте книгу с крупным шрифтом, с картинками, в сокращении.

Одна мама мне сказала: «Никак не могу сына за полтора месяца заставить прочитать хоть одну книгу. Математику решает с удовольствием, даже текст списать может, а как только говорю почитать, начинает плакать» (ребёнок на конец 1 класса читал 30 слов). Может нам не читать?» Как учитель и как мама могу сказать с уверенностью, что читать обязательно надо. В следующем учебном году учащимся будут задавать домашние задания по всем предметам. А сейчас задумайтесь, сколько времени у ваших детей будет затрачено на то, чтобы прочитать и осмыслить условие задачи, упражнения, если он плохо, порой только по слогам, читает. Учебные предметы «Человек и мир» или одна из литератур будут вызывать у ученика только чувство неприязни, потому что это устные предметы, их надо читать, а не писать. Детям надо вырабатывать навык чтения. А сделать это можно путём длительного чтения. Если этот навык не будет сформирован в начальной школе, то как он будет читать, например, «Войну и мир» Л.Толстого — книгу в 4 тома —или просто учить историю, где информация содержится на 3-4 и более страницах.

Отсюда напрашивается очевидный вывод: читать необходимо. Родители же в это время должны выступать и помощниками, и контролёрами. Покажите детям пример, почитайте вместе с ними. Никто не указывает срок прочтения книги, но и затягивать с чтением одной книги не стоит, чтобы не забыть, что было в начале. Разгадывайте кроссворды, но пусть ребёнок читает условие сам, примите участие в конкурсах. И время интересно проведёте, и навык чтения подтянете.

Наш канал в Telegram
Читайте также
Обратите внимание