Наверх
Слоним
пасмурно
7 °C
Зельва
пасмурно
7 °C
Волковыск
пасмурно
7 °C
Мосты
пасмурно
8 °C
Дятлово
пасмурно
8 °C
Барановичи
пасмурно
6 °C
EUR 2.4299
USD 3.802
RUB(100) 2.9174
Цены на жизнь
Минимальная з/плата: 400 руб.
Бюджет прожиточного минимума: 273,27 руб.
Тарифная ставка первого разряда: 41 руб.
Базовая величина: 29 руб.
Ставка рефинансирования: 8,5%

Педагогическое заблуждение

20 сентября 2021 9:29
Поделиться:

Студенты на занятиях Иллюстрационное фото

Сюжеты не высасываются из пальца — их рождает сама жизнь. Поговорить на тему одного педагогического заблуждения подтолкнули меня прошлогодние августовские и последующие события.

Тогда в интернете появилось эмоциональное обращение пенсионерки-преподавательницы Академии МВД к своим бывшим ученикам.

Пожилая худощавая женщина с каким-то аристократически притягательным лицом и такой же красивой манерой говорить, обращалась к своим бывшим выпускникам с просьбой: «Не творить беззаконие!». Оставаться людьми и действовать строго в рамках Конституции, уважения прав человека и человеческого достоинства и так далее, в том же духе. В конце своего, записанного на камеру выступления, она обратилась по имени конкретно к одному из руководителей силовых структур. В её голосе звучало какое-то недоумения и, мне показалось, даже какая-то скрытая обида: «….. ты же был у меня в группе лучший курсант?».

Да – а – а…. Лучший учащийся, лучший студент, лучший курсант. А что значит лучший? Лучший — это по успеваемости, что ли? А как обстоит в этом случае дело с моральными качествами? Или это уже второстепенно, не так важно и уже не находится на первом месте в ряду человеческих достоинств?..

Естественно, не всегда легко разглядеть, что за хорошей успеваемостью и покладистостью ученика может скрываться гнилая душонка. Припоминается, как у Гоголя в «Мёртвых душах» любил преподаватель вежливого и угодливого Чичикова и ставил его в пример другим ученикам. А когда из-за неожиданной смерти жены наш педагог спился и заболел, то классные двоечники и разгильдяи стали собирать деньги для несчастного, а любимый ученик отказался дать гривенник для своего наставника…

Срочную армейскую службу мне пришлось проходить в сержантской учебке на ракетном полигоне Капустин Яр. Как-то в казарме участились случаи воровства из солдатских тумбочек. Солдаты думали на сержантов, сержанты думали на солдат.  Крали по мелочам: то зажигалку, то деньги, то сигареты… Потом у троих пропали часы. А дело происходило за две недели да выпускных экзаменов. Вор явно планировал после выпуска смыться неопознанным с добычей в свою часть.

Еще ранее командир и замполит батареи побеседовали с нами, сержантами, на тему: кого из лучших выпускников оставить в школе? Нужно было отобрать с каждого взвода по одному человеку. Уже начались экзамены, как однажды один солдатик доложил своему сержанту, что видел товарища по взводу, который, будучи дневальным, шарился ночью по чужим тумбочкам.

На другой день у того солдата в специальном мешочке, запрятанном глубоко в матрас, нашли украденные часы, деньги и другие вещи. Он оказался одним из трёх лучших курсантов выпуска.

Для большинства моих коллег лучший ученик — это, конечно, лучший по успеваемости. Понятно, что с ними легче работать и учителю. Они не нарушают дисциплину, не создают проблем. Они первые помощники учителей: и какое-то мероприятие помогут организовать, и последят за порядком, на них можно положиться, а если понадобится, они расскажут учителю и о каких-то классных секретах или проинформируют о чьих-то неблаговидных поступках…. Конечно, за такую «верную службу» и учитель не останется в долгу: то оценку невзначай завысит, то закроет глаза на его «мелкие шалости», то попросит для своего любимца что-то у другого учителя или еще какие-нибудь привилегии-льготы…

Когда-то в Барановичах произошла страшная история: старшеклассник убил в подвале дома маленькую девочку. В его школе учителя непонимающе восклицали: «Как же так?! Ведь он так хорошо учился!».

Был случай в моём Жировичском техникуме: у старосты из тумбочки в общежитии украли всю стипендию, полученную им на всю группу. Председатель профкома быстро выяснил, что только один человек еще знал, где лежат деньги. Он взял двух старшекурсников, и за полчаса они всё перерыли в комнате подозреваемого. Ничего так и не нашли и уже собирались уходить. В последний момент кто-то обратил внимание на полную мусорку в углу комнаты: постелили на пол газеты, высыпали мусор — пачки денег лежали на самом дне.

На следующий день построили техникум на хоккейной площадке, зачитали приказ…. Обокравшего своих товарищей выкинули, как шкодливого кота. А был он тоже чуть ли не отличник…

У некоторых учителей происходит элементарная подмена понятий, замена человеческих ценностей: когда лучшая успеваемость автоматически приравнивается к высокой морали и т. д. Какое жестокое заблуждение! В учебниках по педагогике учителей призывают ко всем воспитанникам относиться одинаково ровно, не делить их на любимчиков, серую массу и «черных овечек»… Но это всё в теории. На практике же, к сожалению, мы видим часто совсем иное.

Хорошо помню тот момент, тот поворотный пункт, позволивший и мне излечиться от подобной педагогической болезни. Обычно у нас в техникуме на перерыв учащиеся покидали кабинет, и он закрывался на ключ. В тот раз мне, тогда ещё молодому преподавателю, нужно было что-то написать, и я остался сидеть за столом. Через стеклянную, непрозрачную дверь были видны лишь контуры, но зато хорошо слышно, что происходит снаружи. Там кто-то сидел с книжкой в углу. Через какое-то время к нему подошел еще кто-то и стал первого задирать. По голосу я узнал обоих: первый худощавый спокойный паренёк с распространённой на Слонимщине фамилией Миско. Учился он так себе. Второй же был здоровяк и отличник К. Затем произошел следующий диалог:

— Отстань! Мне надо повторить. Я чувствую, меня сегодня вызовут!
Но, просьбы не подействовали. Второму хотелось подурачиться, и он продолжал валтузить товарища.
— Отстань, гавнюк!
Нападавший схватил товарища за руку и стал её выкручивать.
— Отцепись, кому говорю! Отпусти, скотина!
Выкручивание руки продолжалось.
— Так кто гавнюк?»
— Ты гавнюк!

В том же духе длилось еще некоторое время, пока оборонявшийся не начал стонать от боли, тогда уже пришлось вмешаться и мне.

После того случая я понял, что этот слабенький физически и по успеваемости учащийся на самом деле заслуживает большего уважения: как человек волевой, со своим характером, и к нему не мешало бы получше присмотреться. Волевые люди всегда вызывали у меня симпатию.

Наш канал в Telegram