Впервые с 1972 года не существует ни одного действующего соглашения, ограничивающего ядерные арсеналы двух крупнейших ядерных держав, которые совокупно владеют более чем 90% всех ядерных боеголовок в мире — около 8000 единиц на двоих.
Договор устанавливал потолок в 1550 развёрнутых стратегических боеголовок для каждой из сторон и на протяжении полутора десятилетий являлся ключевым механизмом поддержания стратегической стабильности.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал истечение договора «серьёзнейшим моментом для международного мира и безопасности», призвав Москву и Вашингтон незамедлительно приступить к переговорам о новом соглашении.
Накануне, 4 февраля, МИД России заявил, что в отсутствие формального ответа США на предложение Путина о добровольном соблюдении лимитов ещё на год Москва считает обязательства по договору более не действующими. При этом российская сторона подчеркнула, что «намерена действовать ответственно и сдержанно», но предупредила о готовности к «решительным контрмерам» в случае угрозы национальной безопасности.
Президент США Дональд Трамп отнёсся к истечению договора спокойно: «Если истекает — значит истекает. Мы заключим соглашение получше». Он настаивает на том, чтобы в будущих переговорах участвовал Китай, чей ядерный арсенал стремительно растёт — по оценкам Пентагона, к 2030 году Пекин может располагать более чем тысячей боеголовок. Китай, однако, называет такие требования «несправедливыми», учитывая многократное превосходство арсеналов России и США.
По данным западных СМИ, Вашингтон и Москва близки к неформальной договорённости о добровольном соблюдении лимитов СНВ-3 и после его истечения, однако проект соглашения пока не согласован и требует одобрения обоих президентов.
Специалисты предупреждают: хотя немедленная гонка вооружений маловероятна, в долгосрочной перспективе отсутствие каких-либо ограничений способно запустить цепную реакцию. Мир вступил в новую эпоху — без правил и без гарантий.