От солнцестояния к крестителю
Купальская ночь — дитя двух традиций. Изначально праздник приурочен к летнему солнцестоянию (20–21 июня), но с приходом христианства совпал с днем рождения Иоанна Крестителя (7 июля по новому стилю). Это символическое «слияние» позволило празднику выжить, хотя истинные его корни — глубоко в дохристианской Европе.
С тех пор Купала стала двойственным праздником. Одни шли в церковь, другие — на поля, к кострам, в леса. И даже там, где официальная религия победила, огненные ночи остались: сжигали чучела во Франции, купались в реках Испании, собирали магические травы в Беларуси.
Ритуалы с огнем и светом
«На Купалу спать — нечисть привечать», — говорили в народе. Вечером всей деревней собирали дрова для большого костра. Его ставили у воды, рядом с рекой или озером. Все огни в домах тушили: наступала ночь тьмы — и очищающего света.
Костер разжигали «живым» огнем — добытым трением. Старейшины зажигали первый огонь, передавали пламя остальным. Вокруг костра водили хороводы, пели обрядовые песни, шутили, угощались. Через пламя прыгали — в одиночку и парами: кто не заденет огонь, тому суждено быть здоровым и счастливым.
Травы и волшебство
Когда костер догорел до углей, начиналась вторая часть ночи: поиск трав и папоротника. Верили, что в эту ночь каждая травинка наделена магией. Девушки плели венки, крапиву связывали в снопы, по цветам гадали, искали «папараць-кветку» — мифический огненный цветок, открывающий путь к сокровищам и пониманию языка зверей.
С первыми лучами солнца спешили к реке или лугам. Купание в росе — еще один обряд очищения. А потом — главное чудо: «купание солнца». На восходе солнце будто «дрожит» над горизонтом, испуская сияющие круги. Кто увидит — того ждет удача.
Унести с собой силу
К утру праздник подходил к концу. Но уходили люди не с пустыми руками. Каждый уносил тлеющие угли с собой — «новый» огонь, с которого разжигали домашние очаги. Пепел сыпали на улицы и поля — как защиту и благословение.
Венки хранили в доме. Их не выбрасывали — использовали при болезни: либо заваривали как чай, либо сжигали и обкуривали дымом больного.