
Китай показал миру новый поезд-рекордсмен
В конце декабря 2024 года в Пекине состоялась презентация, которая заставила весь мир говорить о поездах. Китай представил CR450 — поезд, который разгоняется до 450 км/ч на тестах и будет ездить со скоростью 400 км/ч в обычном режиме. Для сравнения: это быстрее, чем скорость взлета большинства самолетов.

Но скорость — это еще не все. Китайские инженеры решили главную проблему сверхскоростных поездов — шум. По словам разработчиков, на скорости 400 км/ч в салоне так же тихо, как в обычных скоростных поездах на 350 км/ч. А еще поезд стал легче на 10% и тратит на 22% меньше энергии на преодоление сопротивления воздуха.
Что ждет пассажиров внутри
В новом китайском поезде будет четыре класса — от эконома до люкса:
Бизнес-класс — как в самолете, только просторнее. Кожаные кресла расположены по два в ряд, много места для ног.
Премиум первый класс — новинка, которой нет в других поездах. Еще больше пространства и специальные подставки для ног.
Первый класс — 28 кожаных кресел, тоже по два в ряд, но чуть скромнее, чем премиум.
Второй класс — обычные места, только 482 штуки. Кресла по схеме 2+3.


Интересная деталь: в поезде предусмотрели место для велосипедов и инвалидных колясок. Багажные полки можно регулировать под разный размер чемоданов. По заявлению разработчиков, коммерческие рейсы начнутся в 2025-2026 годах, скорее всего, между городами Чэнду и Чунцин.
Япония — родина «поездов-пуль»
Японцы первыми в мире запустили скоростные поезда еще в 1964 году. Их Shinkansen до сих пор считается эталоном: средняя задержка — меньше минуты. Современные модели разгоняются до 320 км/ч.

Но японцы пошли дальше. Они тестируют поезд на магнитной подушке — L0 Series. Это уже не поезд в привычном понимании — он парит над рельсами на магнитной подушке. В 2015 году установил мировой рекорд скорости — 603 км/ч. Это быстрее, чем летают многие самолеты! Правда, в обычную эксплуатацию такие поезда пока не запустили — слишком дорого.

Сколько стоит прокатиться
Поездка из Токио в Осаку (515 км) обойдется от $94 за обычное место до $134 за первый класс. Самый быстрый поезд Nozomi домчит за 2 часа 14 минут, а если сесть на Kodama с остановками — будете ехать почти 4 часа.
Для туристов есть лайфхак: Japan Rail Pass. Покупаете один раз и катаетесь сколько хотите на большинстве поездов (кроме самых быстрых Nozomi).
Европа: дорого-богато или дешево-сердито
В Европе с поездами интересная история. Французские TGV мчатся со скоростью 320 км/ч, немецкие ICE — 330 км/ч, испанские AVE — 310 км/ч. Но самое интересное — цены.

Как устроены цены в Европе
Вот что творится с ценами на скоростные поезда в Европе:
- Париж — Лондон (492 км): купите заранее за €52, в день поездки заплатите €190
- Париж — Амстердам (500 км): от €35 до €140
- Мадрид — Валенсия (355 км): испанцы запустили бюджетный Avlo — билеты от €9!
- Берлин — Мюнхен (584 км): от €19,90 до €150
- Рим — Милан (570 км): от €20 до €200
Секрет простой: покупайте заранее и будет дешево. Но если планы поменялись — билет сгорает.

Для путешественников доступны проездные Eurail Global Pass (для туристов из-за пределов Европы) и Interrail (для европейцев), позволяющие путешествовать по 33 странам. Цены варьируются в зависимости от продолжительности и возраста пассажира.
Немецкая пунктуальность и гибкость
Немцы запускают свои ICE каждые 30 минут на популярных маршрутах. Из Берлина в Мюнхен (584 км) доедете за 4 часа. Особенность: места можно не бронировать — просто приходите и садитесь на свободное. Правда, в час пик рискуете стоять.
Цены зависят от того, когда покупаете. Заранее — от €19,90. В день поездки — до €150. Все поезда с бесплатным Wi-Fi, есть вагон-ресторан и тихие зоны для тех, кто хочет поработать или поспать.


Итальянский шик
С апреля 2025 года по Италии курсирует люксовый поезд Orient Express — La Dolce Vita. Это не просто поезд, а отель на колесах в стиле 60-х. Маршруты от Альп до Сицилии. Это премиум-сегмент железнодорожных путешествий с соответствующим уровнем сервиса и стоимости.


Китай: самая большая сеть в мире
У Китая 47 000 км скоростных железных дорог — больше, чем у всего остального мира вместе взятого. К 2030 году планируют довести до 60 000 км.
Самый известный китайский поезд — Shanghai Maglev. Это единственный в мире коммерческий поезд на магнитной подушке. 30 километров от аэропорта до города пролетает за 8 минут на скорости 431 км/ч. Правда, это скорее аттракцион — всего одна короткая линия.
Основу китайской сети составляют поезда CR400 Fuxing («Возрождение»). Ездят со скоростью 350 км/ч, что тоже очень быстро. Из Пекина в Шанхай (1318 км) доберетесь за 4-5 часов. Билеты от $78 во втором классе до $245 в бизнесе.
С 1 июля 2025 года Китай запустил еще 230 новых поездов, включая ночные с полноценными спальными местами на маршрутах типа Пекин — Чэнду.
Почему в поездах так тихо и комфортно
Современные скоростные поезда — это чудо инженерной мысли. На скорости 300-400 км/ч внутри тише, чем в обычной электричке. Как это возможно?
- Умная форма — длинные острые «носы» поездов разрезают воздух как нож масло
- Специальные материалы — стены поглощают шум и вибрацию
- Идеальные рельсы — никаких стыков, идеально ровная поверхность
В каждом поезде есть Wi-Fi, розетки у каждого кресла, а в премиум-классах — личные экраны с фильмами. Кресла откидываются почти до горизонтали. Есть вагоны-рестораны с полноценным меню, а не только чай-кофе-бутерброды.
Почему это важно для планеты
По оценкам транспортных исследовательских центров, поезда намного экологичнее самолетов и машин по выбросам CO2. Плюс современные поезда умеют возвращать энергию при торможении — до 95% электричества идет обратно в сеть.

Что выбрать путешественнику
Хотите сэкономить?
- Покупайте билеты за 2-3 месяца
- Используйте проездные типа Eurail Pass или Japan Rail Pass
- Выбирайте поезда с остановками — они дешевле
Хотите комфорта?
- Первый класс стоит дороже на 30-50%, но там реально просторно и тихо
- В бизнес-классе подают еду и напитки прямо к креслу
Хотите скорости?
- Выбирайте экспрессы без остановок
- Готовьтесь платить больше
Почему поезда побеждают самолеты
Возьмем конкретный пример. Полет Пекин — Шанхай занимает 2 часа. Но добавьте:
- Дорогу в аэропорт — час
- Регистрацию и досмотр — час
- Ожидание посадки — 30 минут
- Получение багажа — 30 минут
- Дорогу из аэропорта — час
Итого: 5,5 часов. А на поезде — 4,5 часа от центра до центра. И можно работать в дороге с нормальным интернетом.

Взгляд в будущее
2025 год переписывает правила игры в путешествиях. Китайский CR450 готовится возить пассажиров со скоростью 400 км/ч. Японцы тестируют поезда-маглевы на 500 км/ч. Европейцы делают поездки доступнее — билеты от €9.
На расстояниях до 1000 км поезда уже выигрывают у самолетов по времени и комфорту. А с учетом экологии и цен (если покупать заранее) — выбор становится очевидным.
Мир меняется. И если вы еще не пробовали прокатиться на настоящем скоростном поезде — самое время запланировать такую поездку. Это действительно другой уровень путешествий.
Материал подготовлен на основе данных официальных сайтов железнодорожных операторов и специализированных изданий.