Школа в Мизгирях закрылась ещё в 1974 году, а её здание постепенно исчезало: остался только фундамент. Но память о тех временах жива в сердцах бывших учеников. Именно поэтому они решили установить на месте школы памятный знак, чтобы оставить след в истории.



Инициатором благого дела стал уроженец Мизгирей Виктор Николаевич Ракуть, который сейчас живет в Бресте.
Первый шаг уже сделан: установлен камень с табличкой «Здесь находилась Мизгиревская начальная школа». Но это только часть задуманного. Виктор Николаевич рассказал о своих планах:
— Раньше здесь находилась сельская школа, рядом были хутора. Позже люди стали переносить дома в деревню Мизгири, — делится воспоминаниями Виктор Ракуть. — Хочется на месте, где была школа, залить фундамент, установить на нём камень, а рядом поставить парту как напоминание о школе. Хочется увековечить это место и узаконить всё официально. Хочется, чтобы память осталась на земле, чтобы внуки и правнуки знали: когда-то здесь учился их дедушка.
Виктор Николаевич поведал, что школа изначально была церковной, а затем стала начальной. В здании школы жил учитель Виктор Васильевич Трофимович.
— Недалеко от школы находился стадион, даже детская песочница была, — добавил мужчина.


Воспоминания выпускников
В тот день возле церкви, которая находится недалеко от деревни, собрались бывшие ученики. Кто-то пришёл на богослужение, кто-то отправился на кладбище почтить память родных. Но главной темой разговоров стали школьные годы.
Галина Гуменяк:
— У меня о том времени самые лучшие воспоминания. Помню, как мы ходили через поле в школу. В эту же школу ходила и моя мама, ей сейчас уже 88 лет.
Софья Ивановна Гуменяк:

— Я окончила только один класс. В школу ходила сразу после войны. В памяти осталось, как мама заставляла прясть куделю: некому было помогать, а работать нужно было. Времена были тяжёлые.
Дочь рассказала, что её мама окончила всего один класс, но умеет грамотно писать, почти не делает ошибок и до сих пор помнит наизусть многие стихотворения. Когда внуки учат уроки, она легко подсказывает им и сама вспоминает стихи, выученные в детстве.
Галина Ивановна с теплотой вспоминала свою первую учительницу Екатерину Михайловну:
— Она была нашей классной руководительницей до четвёртого класса. Самая лучшая учительница, добрейший человек.
Брат Галины Ивановны, Сергей Гуменяк:
— Раньше здесь находилась церковно-приходская школа, которая действовала с 1860 года. Она была подчинена Сосновской школе. Раз в неделю сюда приезжал её директор и проводил контрольные занятия по математике, — поделился воспоминаниями один из бывших выпускников.
История этих мест очень богатая. От деревни Болты до Мизгирей когда-то насчитывалось 12 таверн. Когда сегодня трактора пашут землю, часто находят разные старинные вещи. Один из местных жителей даже нашел золотую монету. Здесь же когда-то произошло одно из крупнейших наполеоновских сражений, — поделился воспоминаниями один из бывших выпускников.
Валерий Трофимович, сын директора школы:

— В школе работали два учителя — Виктор Васильевич и Екатерина Михайловна. Когда наша семья переехала в Мизгири, мне было всего четыре года. Мы жили при школе, и именно отсюда я ушёл в армию. Сейчас я живу в Сосновке. В 1967 году в школе учились 30 ребят, а закрылась она в 1974 году.
Своими воспоминаниями поделилась и жительница деревни Надежда Яковлевна Гуменяк:
— За это время многое изменилось: односельчане уже ушли сюда (женщина показывает на кладбище). В деревне я одна зимую. Живу, можно сказать, в Евросоюзе: с одной стороны — поляк, с другой — «Белдан», а я посередине. Два раза в неделю приезжает автолавка, привозит продукты.
Ещё один мужчина Владимир Ракуть рассказал, что в 1960 году рядом с церковью находились торговые ряды, где продавали фрукты и овощи.
— У нас было много яблонь и груш, поэтому мы продавали яблоки и груши, а покупали те, у кого их не было. На мини-рынок приходили люди из соседних деревень. За счёт торговли и жили. Нас в семье было пятеро братьев. Помню, однажды по дороге в школу я потерял сапог. Шёл по полю, нога увязла в грязи, вытащить не смог и в школу пришёл с одним сапогом.
Валентина Дмитриевна Пустошилова:
— В первый класс я пошла в Мизгиревскую школу в 1958 году, а в 1962 году окончила начальные классы. Помню первых учителей — Владимира Антоновича Паштета и Ольгу Евтеховну. А когда я училась в третьем классе, к нам прислали Виктора Васильевича Трофимовича. Он был замечательным учителем: всегда при встрече интересовался здоровьем родителей, знал о наших семьях, спрашивал о детях.
Сейчас я живу в Слониме, но постоянно приезжаю сюда. Хожу на кладбище, захожу в храм. Те времена навсегда остались в моём сердце. Когда приезжаю, на глаза наворачиваются слёзы: вспоминаешь годы, когда были живы родители. Есть что вспомнить…
Об истории образования этого края рассказала руководитель школьного краеведческого музея «Дыяменты даўніны» Татьяна Петровна Ракуть. Она отметила, что вместе с мужем, учителем истории, готовила книгу к 50-летию Новодевятковичской школы, построенной в 1959 году. Однако в итоге они написали не историю за 50 лет, а провели исследование за 334 года.
В книге есть сведения и о деревне Мизгири. В исторических источниках название встречается ещё с XVI века как обозначение разбросанного поселения, где дома стояли на хуторах. «Я нашла информацию, что слово мизгер означает “паук”. Деревня действительно была разбросана, словно паутина. Позже все хутора объединились в одно место», — отметила Татьяна Петровна.
Она добавила, что в 2009 году, когда собирались материалы, интернета почти не было, поэтому приходилось работать с архивами и воспоминаниями старожилов.
— Если говорить об образовании, то менялась власть и менялось обучение. В церковно-приходской школе главным предметом был Закон Божий, который преподавали священники. Детей также учили арифметике, письму и чтению. В то время существовало понятие «горцовые учителя» (от слова «горцевать»): педагогов не хватало, и они поочерёдно жили в разных деревнях: месяц в одной, месяц в другой, обучая детей.
Изначально преподавание велось и на польском языке. Сохранились сведения о наказаниях: школьников могли поставить в угол, развернуть спиной к классу, ударить линейкой по левой руке. Если ученик не посещал занятия или нарушал дисциплину, родители платили штраф от 5 до 30 злотых. Для сравнения: за 5 злотых тогда можно было купить 40 килограммов зерна.
В 1939 году произошло воссоединение восточной и западной Беларуси, и началось массовое открытие начальных школ в деревнях. В Стародевятковичах школа существовала давно, а в Шиганах, Мирной (Трибушках) они появились в 1939–1940 годах. Во время войны обучение почти прекратилось: школы работали только в Сосновке и Стародевятковичах, где преподавали немецкий язык.
В 1944 году образование стало активно развиваться. Чтобы детям не приходилось ходить далеко, школы сначала открывали даже в крестьянских хатах, а позже начали строить специальные здания. В Мизгирях действовала начальная школа, затем появилась семилетняя школа в Мосиловичах, а в Сосновке — средняя. В 1959 году построили Новодевятковичскую школу.
У меня есть сведения, что в 1940 году в Мизгирях жили 142 человека. В 1975 году в Новодевятковичской школе учились 540 детей, а сегодня — чуть меньше ста. Но, несмотря на это, наша школа считается лучшей в районе. В 2023 и 2024 годах мы занимали первое место по всем показателям, — рассказала Татьяна Петровна.
В тот день священник отец Виталий освятил камень и присутствующих, окропив их святой водой и прочитав молитву о добром начинании.
Председатель Новодевятковичского сельсовета Людмила Покало пообещала помочь в инициативе по увековечиванию сельской школы в деревне Мизгири.
