🌤️ --°C
$-- €-- ₽-- zł--
Новости

Остались дни отпуска? Вот когда их можно перенести или получить компенсацию

Дежурный редактор • • 2 мин чтения
Добавить в источники Google

Что делать, если рабочий год подходит к концу, а часть трудового отпуска так и осталась неиспользованной? Можно ли перенести эти дни на следующий год или получить за них денежную компенсацию? Разбираемся, какие варианты предусмотрены трудовым законодательством Беларуси.

отпуск у моря
Фото: pexels.com

По общему правилу наниматель обязан ежегодно предоставлять работнику трудовой отпуск полной продолжительности в пределах его рабочего года, а работник должен его использовать.

Однако существуют ситуации, когда отпуск можно перенести, продлить или частично заменить деньгами, рассказали в Минтруда.

Когда можно перенести отпуск

В пределах текущего рабочего года трудовой отпуск допускается переносить или продлевать в определенных случаях.

Например, если:

работник заболел во время отпуска;

наступил отпуск по беременности и родам;

возникла необходимость выполнения государственных обязанностей с освобождением от работы;

трудовой отпуск совпал с учебным;

наниматель не выплатил отпускные в установленный срок;

стороны согласовали перенос в предусмотренных законодательством случаях.

Другие основания могут быть установлены законодательством или коллективным договором.

А можно ли перенести отпуск на следующий рабочий год?

Такой вариант допускается только в двух случаях:

В исключительной ситуации, когда предоставление полного отпуска может неблагоприятно отразиться на нормальной деятельности организации.

Если работника отозвали из отпуска по инициативе нанимателя.

При этом важно помнить: в текущем рабочем году работник должен фактически использовать не менее 14 календарных дней отпуска.

Можно ли получить деньги вместо неиспользованного отпуска

Да, но заменить денежной компенсацией можно не все дни.

По соглашению между работником и нанимателем допускается компенсировать часть трудового отпуска, которая превышает 21 календарный день.

Например, если продолжительность отпуска составляет 24 календарных дня, при соблюдении установленных условий денежной компенсацией можно заменить три дня.

Однако законодательство предусматривает ограничения.

Денежной компенсацией нельзя заменять:

отпуск, предоставляемый авансом;

отпуска беременных женщин;

отпуска работников младше 18 лет;

отпуска работников, признанных инвалидами;

отпуска за работу в зонах радиоактивного загрязнения;

дополнительные отпуска за вредные или опасные условия труда и за особый характер работы.

Отдельные правила действуют при отзыве работника из отпуска. В таком случае неиспользованная часть может компенсироваться деньгами при условии, что в текущем рабочем году человек фактически отдохнул не менее 14 календарных дней.

Что будет с неиспользованным отпуском при увольнении

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные дни трудового отпуска.

Это правило действует независимо от причины прекращения трудовых отношений.

Кого нельзя оставлять без отпуска

Трудовое законодательство также устанавливает дополнительные гарантии для отдельных категорий работников.

В частности, запрещено не предоставлять трудовой отпуск несовершеннолетним, а также работникам, имеющим право на дополнительные отпуска за работу с вредными или опасными условиями труда.

Этих работников также нельзя отзывать из отпуска.

Оцените статью